Это не комедия: разбираемся в киножанрах

Бесконечно можно смотреть на то как течет вода и горит огонь. А еще можно бесконечно спорить о том, к какому жанру относится тот или иной фильм.

Мы часто сталкиваемся в комментариях к своим статьям с претензиями по поводу отнесения фильма к тому или иному жанру. Черные комедии и трагикомедии не воспринимаются многими как имеющие какое-либо отношение к комедийному жанру, даже если создатели фильма сами определяют его как комедию. "Язык нежности", "Форрест Гамп", "Фарго", "За канделябрами" - это фильмы, которые не имеют никакого отношения к комедиям. Так считают многие. А еще многие оспаривают право фильмов называться триллерами, нуарами, хоррорами.

Давайте разбираться... Итак, что нужно знать о киножанрах:

Кадр из фильма "Фарго", 1996 г.

1) Один фильм - много жанров

Практически любой фильм одновременно относится к разным жанрам. В этом нет ничего противоестественно. Что такое "Мстители" 2012 г.? Это фантастика. Это приключение. Это экшен. Это драма. И слегка комедия. А еще это ведь боевик.

"Язык нежности" 1983 г. считается первым "драмеди" - то есть это драма, но так как снята она в юмористическом ключе, она еще и комедия. Драма плюс комедия - противоречивый фильм, который рассказывает о сложной теме смерти, но не педалирует грустные эмоции, не заставляет зрителя страдать и чересчур сильно сопереживать.

А фильмы братьев Коэн и Вуди Аллена - это разве комедии? Возможно вы не разу не улыбнулись и не за смеялись во время просмотра их лент. Ведь часто в них никто не произносит забавных речей и не подскальзывается на банановой кожуре. Но большинство их фильмов - это трагикомедии, которые иронизируют над природой человека в целом. Они смешны вовне не потому что в них есть какие-то конкретные смешные разыгрываемые внутри кадра действия.

Кадр из фильма "Язык нежности", 1983 г.

2) Не существует четкой классификации жанров

Если почитать разные книги по истории и теории кино, то быстро станет ясно, что жанровое разграничение кино признается всеми, но единства в трактовке жанров нет абсолютно. В искусстве есть три базовых жанра - драматическое, комическое и трагическое. Аристотель, например, выделял 4 жанра: комедия, эпос, пародия и трагедия. В большинстве современных учебников можно найти упоминание порядка 30-40 жанров и поджанров: вестерн, нуар, джалло, фэнтези, хоррор, военное кино, историческое кино, байопик, криминальное кино, мюзикл, блэкспотейшен, роуд-муви... Чего только не выделяют.

Однако чтобы разобраться с жанровым разнообразием нужно понять, что внутри этого термина "жанр кино" скрываются типологии, выделенные на различных основаниях.

Есть жанры кино, которые призваны определять содержание ленты и отвечать на вопрос "Что показано?". Показано что-то смешное - значит это комедия. Показано что-то грустное - значит это драма. Показано что-то страшное - значит это хоррор.

Обратите внимание: Комедия любит плохие решения.

Показано что-то увлекательное - значит это приключения. Показано что-то нереалистичное - значит это фантастика.

Есть жанры кино, которые отвечают на вопрос "Как показано?". Тогда мы говорим о том, что кино - это не просто комедия. А в зависимости от использованных приемов получится эксцентричная комедия, комедия положений, мокьюментари, романтическая комедия или комедийный хоррор.

Отвечая на вопросы "Зачем", "Когда", "Где", "О чем показано?" можно выделить экзотические поджанры вроде фильмов-катастроф, гангстерских лент, вестернов и пропагандистского кино.

Жанры выделяют даже на основе того, кто и какое финансирование дал на создание ленты. Мы знаем, что есть "независимое кино", оно же артхаус, оно же "инди" кино. Но творческим людям нравится творить не только фильмы, но постоянно выдумывать новые и новые жанры. Так появляются субжанры вроде "мамблкора". Надобность выделения этого жанра малообоснованна, зато наверняка создает иллюзию уникальности и просвещенности у тех, кто знает этот термин.

А документальное кино и анимация - это все-таки жанр или просто вид киноискусства? Вопросов много, жанров много, ответы разрозненные и не структурированные. Поэтому не удивительно, что зрители путаются в жанрах и придумывают им свои собственные трактовки.

Кадр из фильма "Мстители", 2012 г.

3) Русские народные интерпретации

Так как глобальная киноиндустрия - это детище англоязычного мира, вокруг кино сформировано огромное количество терминов, не имеющих должных аналогов на русском языке. Более того, в России почему-то появились свои собственные распространенные интерпретации кинотерминов, имеющие мало общего с оригинальными терминами.

Например, в России выделяют такой термин как "боевик" и приписывают к этому жанру фильмы про боевые искусства с Джеки Чаном, фильмы с перестрелками и погонями типа "Рэмбо", "Джейсон Борн", "Терминатор". Короче говоря все, что подходит под понятие "мужское кино".

Тогда как в английском языке вообще нет такого термина. Там выделяют приключенческое кино (adventure) и экшены (action). А кино про боевые искусства вообще выделяют в отдельную категорию, также как шпионское и гангстерское кино.

Еще один "лживый" и очень популярный у российских зрителей жанр - это триллеры. В России принято считать, что триллер - это что-то среднее между ужастиком и детективом. Эдакий жестокий фильм с загадкой, где обязательно расследуется какое-то преступление, вроде "Остров проклятых", "Подозрительные лица" и "Исчезнувшая". Тогда как в английском языке под триллерами подразумеваются фильмы, где главный герой должен решить какую-то задачу. Триллер - это любой фильм, который заставит вас испытать "thrill", т.е. трепетное возбуждение. Т.е. триллер - это не определение какой-то криминальной истории, это характеристика того насколько увлекательно снят фильм. " Дужманджи" 1995 г., например, тоже триллер.

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна", 1997 г.

А размышляя о разграничении фильмов на фэнтези и научную фантастику вообще можно наткнуться на яростные споры. Если провести голосование, то наверное немало людей определят "Мстители", "Звездные войны" как научную фантастику. Хотя вроде бы это фэнтези. Или все же нет?

Что уж говорить о том, что кинолюбители готовы часами спорить о том, что такое нуар и нео-нуар, вестерн и нео-вестерн. А так называемые фильмы-головорезы ( они же "фильмы плаща и шпаги" - swashbuckler) получат наверное столько же определений, сколько людей будет пытаться дать трактовку этому термину.

Размышляя о жанровой принадлежности фильмов нужно понимать, что любое кино - это сложносочиненный, многогранный и с трудом классифицируемый объект. Вы можете быть убеждены, что военная лента о концентрационном лагере "Жизнь прекрасна" 1997 г. - это драма. Но это вовсе не значит, что Роберто Бениньи не справился с задачей раскрыть комичность и абсурд этой истории...

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )

Больше интересных статей здесь: Забавное.

Источник статьи: Это не комедия: разбираемся в киножанрах.