Карикатуры Владимира Мочалова о внутренних и внешних проблемах

Традиция есть традиция. И если она хорошая, то нельзя не отдать ей положенную дань. Разговор о художнике традиционно принято начинать с обозначения поколения, к которому он принадлежит. 

Надо сказать, что это не всегда так просто, как может показаться. Одно дело, если художник, о котором идет речь, прошел достаточно солидный творческии путь, чтобы мы без колебаний причислили его к старшему поколению. Или, наоборот, если он в том приятном возрасте, когда мы вправе отнести его к разряду молодых, начинающих, подающих надежды. Но бывают и более сложные ситуации, как, например, в данном случае с художником крокодильцем Владимиром Мочаловым. 

Можем ли мы назвать его «начинающим» и «подающим надежды»? 

Это преступные элементы.

Я бы ответил—нет, потому что период «начинания», которыи, очевидно, следует отсчитывать с момента появления первого мочаловского рисунка на страницах «Крокодила» в 1973 году, закончился удивительно быстро, и карикатурист новичок Мочалов за короткии срок стал одним из самых активных сотрудников журнала. А сегодня он — его главный художник и член редакционнои коллегии. Вот тебе и начинающий!.. А «подавание надежд» прекратилось само собой в результате появления в «Крокодиле» одного за другим острых и смешных рисунков незамедлительно эти надежды оправдавших. 

Молодой ли он художник?

Обратите внимание: История про Владимира Ильича.

Да, молодой, родился в 1948 году, но по уровню мастерства, степени теорче скои зрелости может быть отнесен к маститым. 

Но если нет полной ясности в определении Владимира Мочалова как «молодого», «начинающего» и «подающего надежды», то мы не ошибемся, сказав, что он — художник талантливый. 

При этом мне хочется подчеркнуть, что творчество Мочалова не имеет ничего общего с безжизненной, выхолощенной графическом манерой, усвоенной некоторыми молодыми художниками, почему то считающими признаком «хорошего сатирического тона» подражание не самым лучшим образцам западных «комиксов». 

Рисунки Мочалова полнокровны, объемны, пространственны, реалистичны. Тем самым они продолжают и развивают добрые традиции, ведущие свою редословную от истоков советскои сатирической графики. 

Работы Владимира Мочалова бесконечно далеки от нелепостей так называемого «юмора чудаков» или вымученных «улыбок художника», которыми иные незадачливые карикатуристы стараются рассмешить зрителя - читателя.

Персонажи его карикатур — не схематические, раз навсегда отштампованные маски, а жизненно достоверные люди с выразительными характерами. И изображены они, как правило, в интересных, живых, точно найденных поворотах и ракурсах.

Особо хочется сказать о так назызваемых «дружеских шаржах» Мочалова. К сожалению, немногие из них вошли в этот сборник, за рамками которого осталось множество великолепных сатирических портретов. Шаржи, выходящие из под карандаша Мочалова, нарисованы легко, свободно, размашисто, я сказал бы, дерзко и показывают нам человека таким, каким его увидел карикатурист — с безошибочным сходством, усиленным и подчеркнутым веселой и озорнои наблюдательностью. Сатира Владимира Мочалова осмыеленна, правдива, публицистически направленна. В этом ее убедительность и доходчивость, И в этом одновременно перспектива ее дальнейшего развития, обогащения знанием жизни, овладения новыми художественными средствами. Творчество Владимира Мочалова и других серьезных, думающих молодых сатириков убеждает, что советская изобразительная сатира никогда не утратит те свои замечательные гражданские качества, которые издавна завоёвали всенародное признание и популярность.

Бор. Ефимов, народный художник СССР 

Всем удачи. И смотрите другие мои публикации и каналы.

Ещё больше интересного

https://zen.yandex.ru/id/60a57525f448444f4d4d369a

#советские карикатуры

#юмор в картинках

#итальянский

#юмор и сатира

#сатира и юмор в ссср 

#смешные карикатуры 

#смех до слез

#смех юмор веселье

#смехотерапия

#ссср

Больше интересных статей здесь: Забавное.

Источник статьи: Карикатуры Владимира Мочалова о внутренних и внешних проблемах.