"Мастер и Маргарита" - главное событие ссср - 1977

Сегодня расскажу о закулисье постановки "Мастер и Маргарита" в театре на Таганке. Расскажу глазами Вениамина Смехова, который сыграл в том спектакле Волонда. Актер вел Дневник, издав его в наши дни под названием "Жизнь в гостях".

Сцена из спектакля "Мастер и Маргарита" ( Фото с сайта fondlubimova.com)

Справедливости ради отмечу, что первыми хотели поставить "Мастера и Маргариту" во МХАТе. Родном для Булгакова театре, где его собственно и затравили. Актеры подготовили несколько ключевых сцен спектакля и показали их руководству театра. Все высказались осторожно - оптимистично. Кроме Олега Ефремова. Главреж был против, - мол, рано еще ставить. Что стояло за тем "рано" доподлинно неизвестно - может Олег был непохмеленный, может не хотел лишних воспоминаний о том как Станиславский стаскивал со сцены Булгакова, игравшего судью в "Пиквикском клубе" и 5 лет мариновавший "Жизнь господина Де Мольера". Все может быть. В общем "мхатчики" во все времена "мхатчики".

Вернусь к Таганке. Первая читка "Мастера" прошла 6 января 1975. Читал сам Юрий Любимов, он тоже был не в духе в тот день и читал, как выразился Смехов, "через губу". Автором инсценировки выступил не он, а Владимир Дьячин - преподаватель словесности из Сибири.

Прогон спектакля случился только 9 марта 1977 в присутствии комиссии по наследию М. Булгакова, куда входили знаковые фигуры - Константин Симонов, академик Петр Капица, драматург Виктор Розов.

18 марта 1977 спектакль приняло Управление культуры г. Москвы, а премьера прошла 6 апреля 1977 года. В зале - цвет Москвы. Сама Лиля Брик во 2-ом ряду. Кто как не она - связующее звено между эпохами, лично знавшая всех-всех-всех фрондеров эпохи Ленина - Сталина. Вот только Анна Ахматова предпочитала обходить ее стороной. 

Иван Дыховичный ( Фагот) и Нина Шацкая (Маргарита). Сцена из спектакля. Фото с сайта fondlubimova.com

В зрительном зале обнаружены родственники Хрущева. Почитатели таланта Юрия Любимова из ЦК КПСС: Георгий Шахназаров, Анатолий Черняев, а также Артур Эйзен, Мария Кнебель, драматург Штейн, писатели Можаев и Карякин ( со свитой), режиссер Юнгвальд - Хилькевич. У входа толпа, преимущественно безбилетная. Милиция с рупором: "граждане, освободите проезжую часть".

В антракте , внучка Хрущева, тогда восьмиклассница, назвала Смехова гением, а спектакль торжественным! Околотеатральная тусовка рукоплещет. "Любимов кайфовал и поздравлял. Цветы, цветы, цветы. Все - в чашу! Я свои отнес к портрету М. А.Все. Ю. П [ Любимов] простился за ручку, дружка дружке откомплиментировавшися. И его бибикнула дип-мерседесина, и он куда-то с ними учапал". Это точная цитата самого В. Смехова. Для атмосферности. 

Часть актеров остались в театре. День премьеры совпал с Днем рождения Зины Славиной. Двойной праздник! Но Смехов не остался, уехал домой пить коньяк и принимать поздравления по телефону. Правда Лиля Брик спектакль отругала - ерунда, по ее мнению - у Воланда понравилась выправка, а роль никакая - слов мало.

Обратите внимание: ★ Дело мастера боится. Мастер тоже не рвётся встречаться ★ Анекдоты про работу ★.

Вот же грымза - это я так думаю, а Смехов сформулировал ложку дегтя так: "беда с этими музами".

Фото с сайта fondlubimova.com

Все следующие дни друзья и приятели доносили реакцию в Москве и в мире на эпохальную постановку театра на Таганке. Пишу - эпохальную - без иронии. Так оно и было для эпохи застоя.

К примеру, "Голос Америки" отметил Смехова словами -"ходил по сцене смертельно бледный и ужасно изысканный тип". В народе мнение, что манерами и голосом Смехов сатана , а глазами Иешуа. Давид Боровский, кстати, и предлагал Любимову отдать Вениамину обе роли. Когда-то в "Гамлете", Смехов пробовал одновременно играть роль Клавдия и роль Призрака отца Гамлета. Но Ю. П. на это не пошёл.

На следующий день, 7 апреля, должен был идти "Гамлет", но Высоцкий в запое оказался в Склифе. Поэтому "Гамлет" заменили на "Мастера и Маргариту". Публика, конечно, в восторге от такого подарка.

Дальше спектакль шел 13.04, 20.04, 16.05, 23.05. Руки Смехову с восторгом пожимают: Сергей Герасимов и Тамара Макарова, Олег Табаков, Андрей Вознесенский, Элем Климов. Лариса Шепитько - "тронувшая весьма, нервнослезая, виброчувствительная. Целовала меня, целовала Ю. П". 

Из зала рукоплещут: Святослав Рихтер, Тихон Хренников, Фазиль Искандер, председатель ЦРК при ЦК КПСС Сизов.

Коле Караченцову с женой, Смехов вручает контрамарки, кормит обедом и лично отвозит на машине в театр.

Весь мир рукоплещет смелости Юрия Любимова и театра. Положительные рецензии в ФРГ, Франции, Италии. 

29 мая "Правда" публикует статью "Сеанс черной магии на Таганке". Вот после этого все приуныли. Отрицательная рецензия в газете N1 могла закрыть спектакль навсегда. Испуганная интеллигенция выражает сочувствие актерам. К примеру, Коля Бурляев: "Веня, это подвиг, я вас поздравляю. Держитесь"

Та самая книга

Но зря что ли на спектакль привел Юрий Петрович ЦКовских чиновников Черняева и Шахназарова? Они хоть и не из профильных отделов Культуры и Пропаганды, но могли воспользоваться "телефонным правом" и позвонить "кому надо". Шахназаров писал в своих мемуаров, что этим "кому надо" был помощник Брежнева Г. Э. Цуканов - как и Шахназаров этнический азербайджанец. Я, правда, не думаю, что Георгий Эммануилович организовал статью в "Нью-Йорк Таймс" под заголовком - "Самый авангардный режиссер атакован газетой "Правда", но "крыша" в лице помощника Генерального Секретаря ЦК КПСС была непробиваемая! Критика только добавила ажиотажа. Страшно представить как взлетели цены на билеты у спекулянтов, но вся Россия встала в очередь на спектакль "самого авангардного".

В сентябре 1977 "фрондирующий" Любимов получит орден Трудового Красного Знамени и любимец Брежнева Николай Сличенко будет петь в его честь романсы на Таганке. А тогда, в начале июня, повезло прорваться на "Мастера" актерам БДТ Басилашвили, Лаврову, Шарко, Медведеву. Смоктуновский уже работал в Москве, но и он благодарил 14 июня 1977 Смехова за роль. Иностранные корреспонденты и дипломаты занимали целые ряды в театре! 

Неутомимый фрондер и парень с Арбата Булат Окуджава, проснувшись на утро после спектакля, сказал жене: "Ты знаешь, а я верю, что Веня мог жить в то время".

Вот это был кайф! Смехов так и пишет в своей книге - "Мастер и Маргарита" - самый кайфовый спектакль в театре. И не только для него, а для всех кто был занят в нем. Весь мир стоял у ног Любимова. Весь, и даже тот, что был за "железным занавесом"!

Рассказывайте о моем сайте в соцсетях, ставьте Лайки. Поддержать сайт финансово можно по номеру Сбера: 4279 3806 9753 9593

Статьи по теме:

  • Юрий Любимов без ретуши. Часть I
  • Юрий Любимов без ретуши. Часть II

#мастер и маргарита #юрий любимов #театр на таганке #олег табаков #мхат #михаил булгаков #булгаков #вениамин смехов #спектакль

Больше интересных статей здесь: Умы.

Источник статьи: "Мастер и Маргарита" - главное событие ссср - 1977.