Эрфуртская катастрофа

"Мораль песни такова: ни мертвецы и ни вампиры

Не опасны так для жизни, как прогнившие сортиры."

Сектор Газа "Сельский туалет"

В июле 1184 года в городе Эрфурт произошла одна из самых курьёзных и в то же время малоизвестных катастроф. 

В 1184 году немецкий король Генрих VI из династии Гогенштауфенов прибыл в западногерманский Эрфурт для разрешения конфликта, возникшего между его кузеном ландграфом Тюрингии Людвигом III и архиепископом Майнца Конрадом фон Вительсбахом. 

Генрих VI Гогенштауфен (ноябрь 1165, Неймеген, Нидерланды — 28 сентября 1197, Мессина, Сицилийское королевство) — король Германии с 1169 года, император Священной Римской империи с 1191 года и король Сицилии с 1194 года. Сын императора Фридриха I Барбароссы и Беатрис I Бургундской.Людвиг III Благочестивый или Людовик Кроткий (Тюрингия, 1151/52 — 16 октября 1190) — ландграф Тюрингии с 1172 года из династии Людовингов.

Причиной конфликта стало то, что архиепископ в 1180 году начал строительство замка на спорном участке границы между его землями и землями Людвига III. Подобные споры не редко перерастали в продолжительные военные конфликты, но в это время Генрих VI вёл войну с Польшей и возникновение войны на своих землях нельзя было допускать. 

Конрад фон Виттельсбах (1120/1130, Германия — 25 октября 1200, Нойштадт-ан-дер-Айш, Бавария) — немецкий кардинал, архиепископ Майнца (под именем Конрад I) в 1161—1165 и 1183—1200 годах, архиепископ Зальцбурга (под именем Конрад III) в 1177—1183 годах, декан Коллегии кардиналов с 1181 года, четвёртый сын пфальцграфа Баварии Оттона IV фон Виттельсбаха и Эйлики фон Петтендорф.

Королю удалось организовать переговоры враждующих сторон, однако, помимо Людвига и Конрада в Эрфурт прибыла почти вся западногерманская знать. Приезд Генриха VI позволял решить ещё множество вопросов, такую возможность нельзя было упускать. В добавок ко всему, чтобы выглядеть престижно, любой средневековый феодал предпочитал путешествовать с большой и пышной свитой.

В окружение входило множество слуг, секретарей, духовных лиц и собственных вассалов, у которых также были свои личные слуги. Свита влиятельной могла достигать несколько сотен человек.

Собрание было решено провести на втором этаже церкви Святого Петра. Но не успела собраться вся делегация, как подгнивший пол проломился, не выдержав нагрузки, и люди полетели вниз. Всё бы ничего, но такого массивного телопада не выдержал пол и на первом этаже. Поэтому, пробив доски пола нижнего этажа, люди продолжили полёт и нырнули прямиком в цистерну с отходами жизнедеятельности человека, которая располагалась в подвале. 

Очищение цистерны было весьма дорогим и трудоёмким делом, поэтому занимались этим только при заполнении её до краёв. 

Хронисты писали о шестидесяти погибших, но их могло быть и больше, т.к. нередко в счёт шли только "важные" смерти. Часть людей погибла при падении, часть людей завалило обломками и часть людей утонула в отходах. 

Среди погибших оказались: Госмар III, граф Цигенхайна; Беренгар I фон Меллинген; Фридрих, граф Абенберга; граф Генрих фон Шварцбург; бургграф Фридрих фон Кирхберг и бургграф Бурхард фон дер Вартбург, а также ещё несколько десятков рыцарей и клириков.

Среди провалившихся был и Людвиг III, но он смог выбраться из жижи, отделавшись незначительными травмами. Король Генрих VI и архиепископ Конрад выжили по счастливой случайности, решив отойти в сторону для личного разговора в одну из ниш в стене, где был каменный пол. Они успели прыгнуть на подоконники и схватиться за решётки, когда пол рухнул и просидели там, пока их не спустили при помощи лестниц. 

К сожалению, доподлинно не известно, был ли решён спор враждующих сторон. 

Ну а нам лишь стоит подумать над тем, является ли обилие прислуг, секретарей, вассалов и духовных лиц показателем престижа и уровня чести? Как по мне, эта история отлично показала нам, куда в одно мгновение может рухнуть весь престиж и честь вместе с человеком. 

Спасибо за внимание :)

#исторические факты #история #катастрофа #курьёзы #средневековье

Больше интересных статей здесь: Умы.

Источник статьи: Эрфуртская катастрофа.