Восприятие внешнего мира и самого человека с чувством юмора относится к высшим формам творческого мышления, так как здесь объединяются природная одаренность, эрудиция, наблюдательность и способность к умозаключениям комедийного содержания. Способность к юмору является редким даром, поэтому ею наделена избранная часть человечества, составляющая особое интеллектуальное сообщество. Другим условием юмористического таланта является некоторый уровень знаний в области комедийного искусства. Наблюдательность, способность выделить смешное из, казалось бы, обычных ситуаций, а не простое созерцание, следующий показатель обладания чувством юмора. Наконец, способность к юмору, в отличие от одаренности к музыкальному или художественному искусству, проявляется в достаточно зрелом возрасте, когда все названные качества представлены в едином творческом процессе.
Обладание чувством юмора не связано с профессией или социальным положением, что и демонстрируют известные юмористы. Среди них артисты, ученые, писатели, высшие государственные деятели, рангом пониже и даже малообразованные люди из народа. Юмористика (юморология) имеет национальные особенности, о менталитете и значении русского юмора Д.С.Лихачев писал: «Ободрение смехом в самый патетический момент смертельной угрозы было сугубо национальным, русским явлением». Патриотизм знатока отечественной истории несколько преувеличивает исключительную оценку русского юмористического творчества. По мнению З.Фрейда, юмор является своего рода защитной реакцией на негативные воздействия общественной среды и потому в той или иной форме присущ каждому народу.
Пантеон великих мастеров юмора не столь значителен, чтобы сравнивать даже с числом бюстов знаменитых философов и поэтов античного времени в Камероновой галерее или портретов героев Отечественной войны 1812 года в Государственном Эрмитаже. Отсюда облегчается задача по их аккредитации среди выдающихся личностей.
Император Николай I удивительным образом сочетал в себе жестокость в расправе с декабристами и революционным движением в Европе с оригинальным чувством юмора. Многие из остроумных выходок зафиксированы в воспоминаниях современников и отражены в исторических документах.
До императора дошли слухи, что на подмостках парижских театров и варьете в неприглядном виде показывают Екатерину II, отличавшуюся, как известно, весьма привольным поведением со своими фаворитами. Царственный внук распорядился через посла передать устроителям таких зрелищ, что если они не прекратят «оскорблять бабку», он пришлет триста тысяч зрителей в военных мундирах, после чего спектакли тотчас прекратились.
Подвыпивший мужик сидит в кабаке, за соседним столом расположились три жандарма. Один из них, обращаясь к нему, говорит: «Ты что же, негодяй, сидишь под портретом императора в шапке». В ответ слышат: «Плевать я хотел на вашего императора». Об инциденте сообщили Николаю I, он накладывает резолюцию. Первое – портреты государей из питейных заведений убрать и впредь не вешать. Второе – мужика Евдокимова из околотка выпустить. Третье – передать мужику Евдокимову, что я тоже на него плевать хотел.
Император не только отличался собственным остроумием, но умел ценить его и у других. После просмотра в театре пьесы Н. Гоголя «Ревизор» он заявил, что в этом остросюжетном, наполненном юмором и сарказмом, произведении «всем досталось, и особенно мне». Вряд ли какой западноевропейский руководитель государства высказался бы с таким откровением в свой адрес. Великим юмористом был его императорское величество!
Пролетарский вождь Иосиф Сталин. После смерти И.Сталина сложились два альтернативных мнения о нем, продолжают существовать до сих пор и неизвестно, когда уйдут в небытие. Первое - незыблемая вера в величие вождя, доказанное историческими заслугами в участии по устранению междоусобицы в Гражданскую войну, строительстве социализма в стране, победе в Великой Отечественной войне, послевоенном восстановлении народного хозяйства. Второе - резкая критика деятельности Сталина и неприятие его личности в связи с репрессиями и гибелью невинно осужденных людей. По поводу обоих мнений имеется достаточно много исторических доказательств в их обоснованность.
Но здесь и сейчас разговор о другом. Судя по протоколам заседаний, воспоминаниям партийных сотрудников и военных деятелей, Сталин выделялся оригинальными каламбурами по разным политическим и бытовым темам. Богатство юмора, кем бы оно ни создавалось, является всенародным достоянием, комедийное творчество не выбросишь из истории, подобно выносу тела из мавзолея. Оно всегда будет востребовано, так как приносит людям радость и удовольствие, нечто сходное, грубо говоря, с физиологической потребностью в дыхании или приеме пищи, неустранимой у женщин заботой о своей внешности, привязанностью к усам и бороде у части мужского населения. Владение чувством юмора является острым оружием в борьбе за власть, не исключено, что Сталин, не будучи выдающимся оратором, привлекал соратников своими остротами по адресу политических противников.
Убедимся в оригинальности юмора Сталина на конкретных фактах, приводимых по историческим документам, личным воспоминаниям современников, кинохронике.
В поездках на автомобиле вождя часто сопровождал охранник Туков, который по инструкции сидел на переднем сиденье рядом с шофером и нередко в пути засыпал. Кто- то из партийных сотрудников заметил: Я не пойму, товарищ Сталин, кто из вас кого охраняет? В ответ - это что, он мне в карман еще пистолет засунул!
Секретарь А.Поскребышев докладывает: Товарищ Сталин, что будем делать с маршалом Рокоссовским? На лице вождя удивление: А что такое случилось, что он натворил? Ответ: Из госпиталя, в котором полководец лечится после ранения, пришло письмо о возмутительном поведении маршала в отношении к женскому медицинскому персоналу. Следует, как обычно, задумчивое молчание и вопросительная фраза - А, Рокоссовский член партии? Секретарь отвечает - Нет, товарищ Сталин. За этим последовала реплика: В таком случае мы ничего не можем поделать, завидовать будем.
Когда советские войска вышли на балтийское побережье, командующий фронтом И.Х.Баграмян распорядился наполнить бутылки водой и отправить их Верховному главнокомандующему. Пока адъютант добирался до столицы, немцы вернули утраченную ранее территорию, о чем было сообщено в Москву. Не осведомленный об изменении обстановки на фронте офицер с гордостью докладывает: Товарищ Сталин, генерал Баграмян посылает Вам бутылки с водой Балтики! Повертев драгоценный презент в руках, Верховный возвращает его со словами: Отдай обратно Баграмяну, пусть выльет там, где взял.
По окончании войны с Германией Сталин предпринимал попытки бороться с алчными аппетитами военачальников по грабежу трофейного имущества. Сам вождь отличался скромностью в одежде и в быту, длительное время носил одни и те же костюмы, предпочитал простую пищу, после смерти остались на память потомкам старая шинель и пара изношенных ботинок. Поэтому он очень отрицательно относился к фактам непомерного обогащения даже знаменитых персон, к примеру, певицы Л.Руслановой и дважды лауреата его премии киноактрисы З.Федоровой, отправленных на несколько лет в лагеря.
Один из генерал-полковников после доклада, которым Верховный остался доволен, обратился с личной просьбой.
- Понравившиеся мне в Германии вещи отобрали на контрольном пункте, нельзя ли их вернуть?
- Это можно. Напишите рапорт, а я наложу резолюцию.
После решения вождя проситель стал горячо благодарить.
- Не стоит благодарности.
В резолюции было написано: Вернуть полковнику его барахло.
- Но я не полковник, а генерал-полковник.
- Нет, здесь все правильно, товарищ полковник.
На пост министра угольной промышленности предложили директора одной из шахт товарища А.Ф.Засядько, она и сейчас носит его имя. Кто-то из присутствующих возразил:
- Но он злоупотребляет спиртными напитками!
- Пригласите его ко мне, - сказал Сталин.
В беседе с ним вождь предложил выпить. «С удовольствием» - отреагировал кандидат на пост министра, наполнил стакан и со словами «За Ваше здоровье, товарищ Сталин» осушил налитое. Предлагается выпить по-второй, что приглашенный собеседник и проделал. Эксперимент продолжался под внимательным наблюдением хозяина, предложившего гостю употребить по-третьей, на что с благодарностью последовали слова: «Достаточно, товарищ Сталин, Засядько знает меру». Довольный испытанием на профессиональную пригодность Сталин принимает решение - Засядько знает меру, пусть будет министром.
На встрече с представителем правительства США в Москве по поводу отступления Красной армии Сталин успокоил того фразой: Русские были в Берлине два раза (имелись в виду победа в Семилетней войне и изгнание войск Наполеона из Европы), будут там и в третий. Вот и «едут по Берлину наши казаки!»
Справедливости ради, надо отметить, что вождь умел ценить юмор у других людей. Многие отправленные ему письма с разными обращениями остались без ответа, но те из них, в которых просьбы сопровождались полезными для дела шутками, как правило, имели положительную резолюцию.
Премьер-министр Уинстон Черчилль. Американцы всегда находят правильное решение после того, - иронизировал Черчилль,- как перепробуют все остальные. Юмор этого остроумного человека сопровождал его повсюду. Однажды светская дама, недовольная непристойным поведением Черчилля, бросила в лицо: «Если бы я была вашей женой, подсыпала бы Вам в кофе отраву», на что тот спокойно ответил: «Если бы Вы были моей женой, я это кофе с удовольствием бы выпил». Другая собеседница, возмущенная пьяным видом Черчилля на одном из раутов, высказалась по этому поводу ядовитым замечанием и получила не менее достойный ответ: «Разница между нами лишь в том, что завтра я буду в приличном состоянии, чего нельзя сказать по Вашему адресу».
Черчилль отличался прямотой и откровенностью высказываний, в том числе с элементами острого юмора, какими бы недостойными они не были с точки зрения этики. Чего стоит такой афоризм, приписываемый Сталину: «Смерть одного человека - это трагедия, гибель тысяч людей - это статистика». По поводу Мюнхенского сговора между Гитлером и премьер-министром Великобритании Чемберленом о разделе Чехословакии и передаче ее части под протекторат Германии Черчилль иронически прокомментировал: Англии был предложен выбор между войной и позором, она выбрала позор.
Многосторонняя оригинальность знаменитого лорда подтверждает поговорку «талантливый человек талантлив во всем». После первого ухода с поста премьер-министра он проявляет необычайную творческую деятельность в своем родовом имении. Собственными руками выкладывает высокую и длинную кирпичную стену, занимается декоративным цветоводством и породистым свиноводством. Подобные экстравагантные увлечения нельзя воспринимать без чувства юмора, в знак уважения к великому жонглеру остроумия.
Весьма оригинальным было написание сценария собственных похорон под названием «Оставь надежду», с подробным указанием на последовательность этапов движения траурной процессии. Согласно сценарию, гроб следует водрузить на специальный лафет, на котором отправлялась в мир иной знаменитая королева Виктория в 1901 году. Из Вестминстерского зала процессия должна направляться на Трафальгарскую площадь, затем на Тауэрской пристани гроб устанавливается на катер, по Темзе доставляется к вокзалу Ватерлоо и оттуда на небольшое сельское кладбище. Жуть берет от такого, наизнанку мрачного похоронного юмора.
Поэт Владимир Высоцкий. Память о поэте Булат Окуджава запечатлел словами: «Пусть летит над Москвою чуть охрипший его баритон, ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем». Бродили слухи «по домам, будто мухи по углам», что Высоцкий лично не общался с Окуджавой, усматривая будто бы в его популярности конкурента собственному высокому рейтингу. Чтобы слухи не «бродили по умам», в стихотворении «Притча о Правде и Лжи», посвященном Булату Окуджаве, Высоцкий в аллегорической форме обращает внимание на песенное творчество своего коллеги по обнажению изъянов советской действительности.
В словах Булата «мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем» отражена предельно краткая и емкая по содержанию характеристика в сочетании юмора и печали во многих стихах Высоцкого. Диапазон поэтических находок с яркими элементами юмора велик: от спортивного комментатора-юмориста, комических зарисовок простых житейских сцен до колких словесных оборотов в адрес хозяйственной и государственно-партийной элиты. В целом юмористическую окраску песен Высоцкого можно разделить на «светлый» и «черный» юмор: первый отражает восприятие жизненных событий со смехом и улыбками, второй - с душевными переживаниями и горьким сожалением от происходящего.
Вместе с ним посмеемся. Существует легенда, что «Песня-сказка о нечисти» была придумана по заявке для торжества в детском учреждении, и автор исполнил просьбу с присущим ему чувством юмора и без всяких умыслов. В итоге получилось не совсем то, что ожидалось устроителями праздника.
В заколдованных болотах там кикиморы живут –
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный – заграбастают.
А уж лешие так по́ лесу и шастают.
Страшно, аж жуть!
Змей Горыныч влез на древо, ну раскачивать его:
«Выводи, Разбойник, девок, пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют,
А не то я, матерь вашу, всех сгною!»
Страшно, аж жуть!
Из цикла «спортивных» стихов у многих всплывает в памяти песенка про утреннюю гимнастику. Официальная мелодия транслировалась ежедневно по всесоюзному радио для придания бодрого настроения и трудового оптимизма. В словах у Высоцкого она звучит так:
Вдох глубокий, руки шире.
Не спешите – три, четыре!
Бодрость духа, грация и пластика!
Обще укрепляющая,
Утром отрезвляющая -
Если жив пока еще, гимнастика!
Не страшны дурные вести –
Мы в ответ бежим на месте, –
В выигрыше даже начинающий.
Красота – среди бегущих
Первых нет и отстающих!
Бег на месте общепримиряющий.
Последняя строчка особенно нравилась тем поклонникам поэзии Высоцкого, которые умеют читать «между строк».
Во все времена советской власти прилагались гигантские усилия к решению продовольственной проблемы, бедственное положение с решением которой грозило существованию самой этой власти. В послевоенные годы к выполнению задачи привлекались различные слои населения: от домохозяек и военнослужащих до работников государственных и партийных органов. Непременным участником принудительных сельхозработ были студенты, преподаватели и ученые, включая кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров. Актуальная тема «выезда на картошку» вошла в стихотворный репертуар поэта.
Товарищи ученые, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
И далее припев, который особенно вызывал дружный смех в зале:
Небось картошку все мы уважаем, –
Когда с сольцой ее намять.
Несколько песен с юмором составили «спортивный» цикл поэтического творчества. Все они так или иначе объединяются научной темой под названием «антропологические типы и спорт», представленной в описании поэтом разными видами физкультурных увлечений. Низкорослый человек не станет чемпионом по прыжкам в высоту и длину или баскетболистом, слабосильный с утонченным телосложением не может и близко претендовать на выдающегося штангиста, меланхолик не добьется успеха в боксе. После забега на длинную дистанцию один из участников вспоминает:
На десять тысяч я рванул,
Как на пятьсот и спёкся.
Подвела меня, ведь я предупреждал, дыхалка.
Пробежал еще полкруга и упал, а жалко.
Спортивная карьера на ледяной дорожке героя песни закончилась неудачей, по его признанию, потому, что «подвела дыхалка». Вопреки совету тренера, он поменял не коньки на санки, а занялся борьбой и боксом, и «вдруг все стали вежливы со мной и тренер».
Актуальной во все времена на Руси была и остается борьба с пьянством, к которому небезучастным оказывался и сам поэт. Вытрезвители и следовавшие за ними послания на место работы или в жилищные конторы были обычным явлением. Сюжет стихотворения «Милицейский протокол» сводится к разговору двух собутыльников в соответствующем учреждении.
Считай по-нашему мы выпили немного -
Не вру, ей бога, - скажи Серега!
И если б водку гнать из не опилок,
То чё б нам было с пяти бутылок!
И вместе поплачем. «Светлый» юмор в описании разнообразных жизненных ситуаций превалирует в творчестве Высоцкого, немало было и мотиваций заполнить поэтическое пространство смешными историями в мрачных тонах, «со слезами на глазах». Острота и глубокая проникновенность в предмет стихотворных повествований выразились в поэтических зарисовках исторических событий, образных сарказмах, политических памфлетах.
Завидной популярностью пользовалось песенное творчество на криминальные темы и не только у соответствующей публики, сокращенно именуемой зэками, но и у самых разных любителей художественного «адреналина».
В «Балладе о детстве», как в убыстренной киносъемке, проходят исторические события, наполненные драматизмом общественной жизни и судеб отдельных людей в довоенные и послевоенные годы. По содержанию и стилю чувствуется автобиографический почерк самого поэта.
В те времена укромные,
Теперь – почти былинные,
Когда срока огромные
Брели в этапы длинные
Все жили вровень, скромно так, –
Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток –
Всего одна уборная.
Воспоминания о прожитых в лагерях сроках нельзя читать без содрогания от несправедливости и глубокого сочувствия всем неправедно осужденным и репрессированным.
В стихотворении «Банька по-белому» рефреном проходят строки:
Протопи ты мне баньку по-белому –
Я от белого света отвык,
Угорю я, и мне угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
И далее воспоминания бывшего заключенного о тяжелом лагерном «пребывании в раю»:
Сколько веры и леса повалено,
Сколь изведано горя и трасс!..
А на левой груди – профиль Сталина.
А на правой – Маринка анфас.
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: «Пособи» –
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.
При первом взгляде на название книги-реквиема Марины Влади «Прерванный полет» возникает объяснение преждевременного ухода из жизни неугодного властям поэта политическими преследованиями. В действительности ранняя смерть провоцировалась пристрастием к наркомании, спиртным напиткам, курению, к которым добавились переживания по поводу травли и официального непризнания выдающегося таланта и ошеломляющего авторитета, величие которого сам поэт-песенник, несомненно, осознавал.
Вполне очевидно, что юмор в произведениях Высоцкого придавал им поэтический вес и доставлял удовольствие поклонникам. Оригинальные авторские музыкальные композиции поэтических произведений и собственное, никем в точности не копируемое, исполнение определили небывалую популярность В.Высоцкого при жизни и бессмертие на долгие лета. Так в одной личности гармонически воплотились три «профессии» - поэта, композитора, исполнителя, создав в этом творческом трио уникальный феномен по имени «Владимир Высоцкий».
Прочитаем глубоко продуманный текст аннотации к сборнику его стихов, опубликованному в серии «Великие поэты» (изд-во «Комсомольская правда», Москва – Санкт-Петербург, 2012): «Уже при жизни Владимир Высоцкий стал человеком-эпохой. Его уникальный по тембру голос обладал магическим воздействием на слушателей. Его песни звучали почти во всех домах, их переписывали и заучивали. Они равным образом записывались на магнитофоны интеллигентами и зэками. В них искали ответы на самые разные жизненные вопросы, которые по-настоящему волновали современников. В мудрых и честных, ярких и неожиданных стихотворениях Высоцкого читаются узнаваемые приметы эпохи, в которой суждено было жить поэту. По ним можно изучать подлинную историю страны, без ностальгических прикрас и идеологических догматов. Это воистину гамбургский счет автора – себе и нам». Высокое литературное дарование и неповторимое исполнение своих песен оправдывают фамилию поэта – Высоцкий.
Многое в творческом наследии юмористов рождалось экспромтом, без предварительного обдумывания, из живого общения с собеседниками. Искрометный характер юмора есть несомненный показатель данной природой высокой способности к остроумию. С генетической точки зрения, такой дар случайная ненаследуемая мутация, так как ни предки, ни потомки великих юмористов этой способностью не обладали. Возможно, отец Николая I император Павел в своих чудачествах был склонен к поведению с признаками юмора, его мать Мария Федоровна, кроме увлечения садоводством и благотворительностью, ничем другим себя особо не проявила. Родители Сталина были простыми людьми, мать заботилась о воспитании и обучении единственного сына, отец основную часть времени проводил на работе сапожником и в кабаках. Прямые предки Черчилля происходили из родовитых династий английских аристократов и примечательными заслугами себя не отметили в истории Великой Британии. Не выделялись талантами и родители Высоцкого, мать была обыкновенной медицинской сестрой, отец полковником Советской армии. Нейро-физиологический механизм остроумия, как и творческого мышления вообще, находится еще за «семью замками» научных исследований.
Больше интересных статей здесь: Умы.
Источник статьи: Подарки великих юмористов.