Казалось, что припев "Огней так много золотых на улицах Саратова" обрел новый смысл, когда берега Волги соединила эта эстакада, засиявшая в ночи гигантской гирляндой. Саратовский автодорожный мост называли "стройкой века", переходом из Европы в Азию. По конфигурации и ряду конструкционных решений у него нет аналогов на территории бывшего Союза. Сооружение стало таким же неотъемлемым символом города, как Эйфелева башня в Париже.
До середины 60-х годов прошлого века связь между нашим областным центром и левобережными районами осуществлялась в основном по железной дороге. Курсировал специальный поезд, перевозивший пассажиров до станции Покровск и обратно, делая значительный крюк через Анисовку. Этот маршрут занимал слишком много времени у жителей Энгельса, спешивших на работу в Саратов. Пользовались баржами или переправлялись по льду с помощью извозчиков, на автомобилях и пешком, что было далеко не безопасно.
Идея моста на данном участке Волги вынашивалась еще до революции. Воплощение замысла началось в 1957 году. Говорят, когда с планом ознакомили генсека Хрущева, тот прочертил на эскизе линию, которая сократила предполагаемую ширину проезжей части объекта до нынешних 12-и с половиной метров. Такой жест диктовался экономией: львиную долю финансов страна тратила на освоение целины, гонку вооружений и космическую отрасль. Общие затраты этого строительства составили 36 миллионов рублей.
Для выполнения работ сюда направили из Сызрани Мостоотряд № 8. Сам проект создавался в московском институте "Гипротрансмост" под руководством инженера Витольда Иодзевича. По комсомольским путевкам на стройку в Саратов ехали посланцы Эстонии, Латвии, Украины, других союзных республик, и отнюдь не за длинным рублем (хотя работы были тяжелейшие, за них платили в среднем 36-40 копеек за час). В общей сложности трудовой десант насчитывал полторы тысячи человек. Буквально на глазах вырос в прибрежье Энгельса барачный поселок, где расселилась основная часть строителей, задымил цементный завод. Первые мостовые сваи поднялись с поверхности острова, который впоследствии стал саратовским пляжем.
Это была эра сборного железобетона. Конструкции монтировали на стапеле прямо у воды. Фермы центральных пролетов - так называемые "птички" длиной 116 метров и весом 3600 тонн - двигали на плавучей опоре буксиром. Установка перекрытий требовала ювелирной точности. Перед тем как приступить к ней, созванивались с Балаковской и Волгоградской ГЭС, чтобы выяснить предполагаемый уровень реки. Когда же "птичку" транспортировали по воде, судоходство на рейде Саратова замирало.
Зимой не вели монтаж эстакады, но ее "скелет" продолжал обрастать. Цемент подвозили на ледоколе и грузовыми автомобилями, которые ориентировались по специальным вешкам. Эти рейсы не прерывались даже в оттепель, и тогда снимали дверцы кабин, чтобы успеть выпрыгнуть, если подломится лед. У 11-й опоры провалился в майну гусеничный трактор с водителем, чье примерзшее тело обнаружили только когда начался ледоход. Это не единственная жертва стройки. Нештатные ситуации не были редкостью. Во время одного весеннего паводка торосы льда сорвали несколько оболочек будущих опор, погруженных на большую геологическую глубину. Кстати, дно бурили с определенной осторожностью: существовала гипотеза о том, что под Волгой в толщине пород находится еще одна река.
Торжественное открытие прошло 11 июля 1965 года. Первый секретарь Саратовского обкома Алексей Шибаев разрезал красную ленточку, и многотысячные толпы горожан "опробовали" почти трехкилометровый мост, по сей день самый длинный в Европе. Прежде чем разрешить массовый доступ, объект испытали, расставив на его "горбе" в четыре ряда грузовики "МАЗ" с песком. Еще через год на экраны вышел художественный фильм "Строится мост" (режиссеры Олег Ефремов и Гавриил Егиазаров), съемки которого велись непосредственно на месте событий. Картина не отличается особыми достоинствами, хотя в ней задействована группа знаменитых актеров.
Пока не было системы видеонаблюдения, уклоны мостовой трассы в отдельных секторах надежно скрывали от глаз милиции лихих ездоков. Отмечены две серьезные аварии: в воду падали трактор "Кировец" с груженым трубами прицепом и пожарная машина, проломившая на огромной скорости перила ограждения в районе пляжа. На этом месте долгое время вешали венки. Эстакаду пытались "оккупировать" рыболовы: считалось шиком закинуть блесну с верхней точки, откуда до воды 30 метров. Подобный трюк для многих закончился штрафом.
Суицидальный перечень здесь, как ни странно, открыл один из проектировщиков, который свел счеты с жизнью, бросившись с верхотуры своего детища. Последний такой эксцесс произошел 21 марта 2008 года: средь бела дня немолодая женщина "махнула" вниз, шокировав водителей, создавших от увиденного "пробку". Единственное столкновение судна с опорой саратовского автодорожного моста было тринадцать лет назад поздним майским вечером: сухогруз "Волго-Дон 5076" получил пробоину и встал на ремонт на траверзе острова Казачий.
Тревожные признаки по техническому состоянию моста выявились еще в начале 90-х: застучали деформационные швы, изначально имевшие дефекты, стали коррозировать перила, разъедаемые солью и удобрениями, служащими средством от гололеда, которые вместе со снегом дворники кидают с проезжей части "за борт". Обнаружились трещины консолей балок. Внушала опасения тросовая арматура - наиболее уязвимый инженерный компонент, скрытый в железобетонном чреве центральной части гидросооружения. При ее разрыве одновременно рухнут многотонные "птички", что вызовет волну цунами, способную захлестнуть причал речного вокзала и два яруса набережной.
Осмотревшие мост специалисты вынесли заключение, что его эксплуатационная надежность фактически исчерпана. Возведение нового перехода через Волгу у села Пристанное позволяло надеяться на значительную разгрузку старого автодорожного моста. Но этого не произошло: "горбатый" утюжат в обоих направлениях 45 с половиной тысяч единиц транспорта в сутки. Впрочем, согласно оптимистичным прогнозам экспертов, с принятием комплекса неотложных мер этот мост прослужит еще полвека.
Больше интересных статей здесь: Умы.
Источник статьи: Саратовский горбатый мост прослужит еще полвека.