Как я уже неоднократно отмечал, 1990-е годы и начало 2000-х были для нашего телевидения периодом бурного развития. Стали выделяться деньги на собственные проекты, отсюда возникло огромное место для творчества. Также стали открываться новые телеканалы, пытаясь занять свою нишу. И, что вполне естественно, наиболее острая конкурентная борьба возникла на рынке развлекательного, как сейчас принято говорить, контента, в частности юмора. На долгие годы вперед прочные позиции застолбил ТНТ, отхватив себе Камеди Клаб и все сопутствующие телепроекты. А конкуренцию ему составил сайт СТС. Там тоже сделали ставку на юмор нового образца, запустив в эфир ОСП-студию и «Осторожно, модерн!», о котором я бы и хотел сегодня вспомнить.
У истоков проекта стояли молодые питерские актеры Дмитрий Нагиев (ныне суперзвезда отечественного телевидения) и Сергей Рост (в последнее время исчезнувший с экранов и подзабытый) и сценаристы Андрей Балашов и Анна Пармас (если кто не в курсе, написала сценарии к «Лабутенам» и другим клипам на песни Шнура).
Изначально программа выходила на одном из питерских региональных телеканалов, и представляла собой коктейль из юмористических скетчей и интервью с приглашенными звездами шоу-бизнеса. В какой-то момент команда решила делать выпуски шоу в виде мини-фильмов со связным сюжетом. Это был один из первых российских ситкомов, когда еще это слово толком не вошло в русский язык. Изюминкой шоу было то, что все роли: и мужские, и женские, играли Дмитрий Нагиев и Сергей Рост. На российском телевидении это прием был не нов, сразу на ум приходит «Городок». Но сами авторы «Модерна» не любят сравнений с «Городком», упирая на то, что если Стоянов с Олейниковым занимались экранизацией анекдотов, то они делают комедийный сериал с оригинальными сценариями.
В первых выпусках не было единого сюжета и сквозных героев. В целом это была проба пера, но было много удачных серий, например, самая, на мой взгляд, лучшая пародия на фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» По сюжету, к хозяйке квартиры по пьяной лавочке попадает кроме случайного гостя из Москвы также жители Ташкента и Тбилиси. Ну правильно, почему улица с аналогичным названием может быт только в Москве? Спустя какое-то время Тимур Бекмамбетов попытается переосмыслить по-новому советскую киноклассику, но уже задолго до него это сделал дерзкий и амбициозный творческий коллектив из Питера с нищенским на фоне Бекмамбетова бюджетом. Советую найти серию, дуэт актеров бесподобен, а монолог Нагиева в образе Ипполита просто заставляет корчиться от смеха.
Затем была попытка пристроить проект на телесайт ВГТРК под названием «Просто модерн». Там уже присутствовали сквозные персонажи: ряд серий был посвящен житейским перипетиям семьи милиционера Рылова (его образ потом будет использован в «Осторожно, модерн 2»), а еще несколько про суровые будни городской больницы. Тем самым авторы «Модерна» предвосхитили моду 2010-х на сериалы про медработников, которые наводнили отечественные каналы.
Но пиком творческой деятельности коллектива является сериал «Осторожно, модерн! 2», выходивший на СТС с 2001-го по 2004-й годы.
Видимо, идея создания цельного сериала со сквозными персонажами пришлась авторам по душе и они решили ее развить. В центре сериала жизнь трех обычных российских семей, точнее семей, пародирующих обычные. Были взяты часто встречающиеся человеческие типажи и отображены в гротескно-карикатурной форме.
Первая семья – Задовы, глава семейства прапорщик Василий Задов, представляющий образ типичного «настоящего мужика», с грубоватыми манерами, способного прикрикнуть на членов семьи, при этом эгоистичен, жаден и завистлив. Главный враг-конкурент – прапорщик из той же воинской части Пастушенко, с которым они пытаются друг друга подсидеть
Вторая семья, Тракторенко – типичные интеллигенты в карикатурном изображении. Глава той семьи властная и волевая женщина со стервозным характером Зинаида Тракторенко, по профессии врач-проктолог, терроризирующая мужа, тихоню и подкаблучника Петра Тракторенко, ученого ботаника.
И, наконец, третья семья – Сморковичевы, страдающие от главы семьи Степана, кадрового рабочего, который из-за прогрессирующего затяжного алкоголизма деградировал до типичного люмпена, весь сериал ходит в тельняшке и трениках и недельной щетиной.
В каждой серии саркастично обыгрываются все штампы и стереотипы семейной жизни, как-то конфликты «зять-теща» и «свекровь-невестка», супружеская неверность, отбившиеся от рук дети. Кстати, в образах детей из этих семейств также обыграны стереотипные образы. Сын прапорщика – неуверенный в себе ботаник-очкарик, сын ученого-ботаника – недалекий завсегдатай спортивных секций с манерами дворового гопника, сын алкоголика Степана – любимчик всех окрестных девчонок.
Герои регулярно попадают по воле бурной фантазии сценаристов в различные абсурдные ситуации, подчас в научно-фантастическом ключе, в повседневном антураже. То в квратире Степана скрывается от преследования спецслужб Усама Бен Ладен, то прапорщик с помощью изобретенной Ботаником Тракторенко машины времени отправляется в прошлое, чтобы исправить свои ошибки, но в итоге усугубляет ситуацию.
Обратите внимание: Цветы жизни (24 фото).
Диалоги между героями просто бесподобны. Повседневные бытовые проблемы утрируются и доводятся до абсурда. И все это действо происходит под чудесный саундтрек: тут и Макс Раабе, и Эмир Кустурица, и Bomfunk MC's и куча зарубежных хитов как из рока, так и из попсы. Отдельно доставило включение в одну из серий песни «Мы эхо» в исполнении Анны Герман. Сама песня осталась без изменений, но прозвучала она в таком контексте, что получилось немного глумливо. Но смешно, тем не менее! Налицо принцип, провозглашенный в свое время группой «НОМ»: героизация идиотического и идиотизация героического.Персонажи второго плана не менее бесподобны. Тут и уже упомянутый участковый Рылов, злоупотребляющий служебным положением, и начальник воинской части, где служит Задов – товарищ комбат, всегда пафосный и серьезный, и управдом, имеющий привычку через каждые два слова вставлять слово-паразит «ибо».
Сложно выделить определенные серии, которые можно однозначно рекомендовать для просмотра. Тут каждый найдет что-то для себя. Мне лично нравятся уже упоминавшаяся «Машина времени», «Женатый-холостой», «Скрытые камеры». Конечно, не все серии равнозначны, работать в таком режиме несколько лет и выдавать продукт с одинаковым качеством тяжело. Есть серии с откровенно слабыми сценариями. А в последних сериях уже чувствовалось, что коллектив начинает «сдуваться», идеи исчерпывались, серии выходили совсем неудачные, с высосанными из пальца сюжетами, что усугублялось конфликтом между Ростом, который также принимал участие в написании сценариев, и Нагиевым. В результате проект был закрыт.
В дальнейшем Нагиевым были предприняты попытки в сериале «Осторожно, Задов!» выжать из образа прапорщика Задова что-то еще, но попытки весьма неудачные. Привлечение в съемках в ролях остальных персонажей других актеров, в том числе таких звезд, как Людмила Гурченко и Михаил Боярский не вывело проект на новый уровень, как видимо, предполагалось, а наоборот, убрало изюминку. Вся «фишка» шоу была в перевоплощении двух актеров в разные образы, и эта клоунада работала. И ведь надо было еще все это снять, когда в одном эпизоде участвуют два или три персонажа, которых играет один и тот же актер, во время, когда не было современных технологий, ныне применяемых при киносъемках. И съемочная группа шоу справлялась с этим блестяще, все снято очень качественно. А в новом сериале получалось сочетание несочетаемого: клоунада в исполнении Нагиева и классическая игра приглашенных актеров. Плюс шутки и диалоги стали слабее, сюжетные повороты банальнее и предсказуемее. В целом получилось то, чем заканчиваются рано или поздно все юмористические проекты: меняется эпоха, контексты и тенденции, и меняются вещи, которые высмеиваются, а также способы, которыми эти вещи высмеиваются.
Но тогда, в начале 2000-х, «Осторожно, модерн!» действительно подкупал новизной и свежестью, заставляя смеяться над недостатками, которыми в той или иной степени обладает каждый из нас, продолжение того, что когда-то делали Гоголь, Зощенко, Ильф и Петров, но с учетом современной эпохи. И хотя Анна Пармас иногда говорит в интервью, что было бы неплохо перезапустить проект уже на YouTube, я считаю, это не самая лучшая идея. Все, что они тогда могли сказать, сказали, причем начиная работать на энтузиазме, без заоблачных гонораров, ныне ставших нормой для того же Нагиева. Пусть лучше останутся те самые серии, ставшие классикой отечественного юмористического жанра. И закончить материал мне хочется фразой, прозвучавшую в «Осторожно, модерн!» из уст одного из персонажей: «Любите тех, с кем живете, если не можете жить с теми, кого любите!» Чего и вам желаю.
А на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.
Больше интересных статей здесь: Забавное.
Источник статьи: Ситком «Осторожно, модерн!-2» как энциклопедия семейной жизни.