Вспоминаем гениальных советских юмористов и комиков, которые на протяжении десятилетий помогали людям бороться с трудностями и несчастьями с помощью лучшего лекарства — смеха.
Аркадий Райкин
Аркадий Райкин был одним из основоположников современного юмора. Все последующие юмористы во много "выросли" из него.
Пик творческой деятельности Райкина пришёлся на 40-80-е годы. За сорок лет артист приобрел огромную популярность, а его выступления разобрали на цитаты. Особенной известностью пользовались комические сценки, в которых Райкин быстро менял облик. Он моментально переключался с одного образа на другой, а спецификой его юмора была гипербола и острая сатира, доходящая до абсурда. Артист виртуозно владел разными сценическими приёмами. Его живая мимика и жестикуляция заставляла зрителей рыдать от смеха, даже если он молчал. И, наоборот, одно лишь слово "дефицит", сказанное с особой интонацией, звучало, как анекдот. За прошедшие годы его юмор не потерял актуальности, а выступления смотрятся так же уморительно.
КВН
Не считая 15 лет, в которые КВН был запрещён, это самая бессмертная юмористическая передача советского, а теперь и российского телевидения. Первая игра клуба состоялась в 1961 году, а через три года у программы появился постоянный ведущий, Александр Масляков.
В течении десятилетий КВН менялся, согласно духу времени и тенденциям в обществе. Возможно, благодаря такой гибкости и способности адаптироваться к разным условиям, передача существует так долго. Неизменным остается юмор на актуальные темы, облеченный в игровую форму. И для многих молодых артистов, комиков и актёров именно КВН стал первой площадкой, где они смогли заявить о себе.
Роман Карцев и Виктор Ильченко
Творческий дуэт Романа Карцева и Виктора Ильченко продлился 30 лет, но память об их искусстве намного пережила самих артистов. Их миниатюры — это зарисовки советского быта, построенные на абсурдных и гротескных ситуациях. Но через эту фантасмагорию проглядывала реальность, знакомые житейские проблемы.
Их персонажи отражали контрасты самих артистов: Карцев — активный, взрывной и подвижный, Ильченко — благоразумный, невозмутимый и медлительный. Их герои были полными противоположностями, они не понимали и не слышали друг друга. Эта "глухота" усиливала ощущение абсурдности происходящего. А в сочетании с неподражаемой пластикой, интонацией и мимикой артистов создавало взрывной эффект у зрителей.
На сцену Карцев и Ильченко выходили вдвоём, но фактически это было трио: большинство лучших миниатюр написал их друг, сатирик Михаил Жванецкий.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин
Ещё один пример блестящего дружеского и творческого союза — дуэт Александра Ширвиндта и Михаила Державина. Они начали в 60-е и продолжали шутить до смерти Державина в 2018 году. Их юмор можно назвать интеллектуальным, он искусно построен на полутонах, недосказанности и тонких ассоциациях.
Артисты создали узнаваемые сценические образы. Герой Ширвиндта — циничный меланхолик, апатичный и немногословный, но почти всё, что он говорил, расходилось на цитаты.
Обратите внимание: Когда у садовника есть чуть чуть чувство юмора!Смешные садовые дизайны..
Персонаж Державина строгий, но при этом простодушный и доверчивый человек. Взаимодействие таких не юмористических героев порождало волну шуток. Даже молчание было смешно, настолько виртуозно артисты владели зрительским вниманием и паузами. Также им здорово удавались пародии.Несмотря на годы сценической деятельности, юмор Ширвиндта и Державина и сейчас не назвать устаревшим. Они тонко чувствовали время, выбирая по-настоящему актуальные темы для своих номеров.
Геннадий Хазанов
Первые шаги в самодеятельности Геннадий Хазанов сделал на сцене КВН в 60-е, но вскоре ушёл и занялся сольной карьерой. Его ориентиром стал Аркадий Райкин. Вслед за кумиром, Хазанов пробовал себя в клоунаде и пародии, затем обратился к сатирическим монологам. За некоторые особенно острые репризы его несколько раз приглашали на Лубянку, "побеседовать". В итоге в 1984 году Хазанова отлучили от концертной деятельности, но он продолжал выступать на закрытых мероприятиях.
Со временем Хазанов отошел от политической сатиры. Ему стало интереснее изучать человеческие характеры и общество. В 90-х он стал реже появляться на сцене и занялся руководством Театра эстрады.
Михаил Жванецкий
Михаил Жванецкий по праву считается одним из столпов отечественного юмора. Он писал миниатюры для Райкина, Юрского, Карцева и Ильченко, и эти номера сразу становились всенародно любимыми. Позже Жванецкий стал выступать сам. Характерный элемент его сценического образа — кожаный портфель, в котором он носил свои тексты, а потом читал по бумажке.
Чаще всего выступления Жванецкого представляли собой небольшие юмористические пьесы, фельетоны, диалоги, которые он разыгрывал по ролям. Но даже короткую миниатюру он мог раскрутить в длинную шутку, доходящую до абсурда.
Евгений Петросян
И последний, но не по значимости. Евгений Петросян вышел на сцену в 70-е. Райкин и его талантливые последователи к тому времени высоко подняли планку юмора, поэтому молодые артисты всеми силами пытались превзойти их.
Подобной дерзостью отличился и Петросян. В его эстрадном арсенале, кроме традиционных пародий, монологов, фельетонов, были и новаторские номера на стыке разных жанров. В своих выступлениях он использовал музыкальные пародии, эстрадную клоунаду, потешные песни, интермедии и многое другое. Сценарии для него сочиняли Лион Измайлов и Аркадий Хайт. Но, по сравнению с комиками прошлого, юмор Петросяна уже не был таким изящным и тонким. Он одним из первых стал шутить в лоб, над шутками больше не надо было думать. Комического эффекта Петросян чаще всего достигал с помощью очевидного каламбура и грубоватой иронии. Но зрителям понравилось, ведь Петросян популярен до сих пор.
Если вам понравилась статья, поддержите лайком и подписывайтесь на канал:) Впереди еще много интересного!
#евгений петросян #аркадий райкин #геннадий хазанов #роман карцев #александр ширвиндт #михаил жванецкий #сатира и юмор в ссср #юмор ссср #советский юмор
Больше интересных статей здесь: Забавное.
Источник статьи: Антология советского юмора: кто смешил людей в СССР.