«Нужно уметь коротко говорить о длинных вещах». «Мелочишки». Ко дню рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904)

 

Коллаж ТД «Библио-Глобус»

 Под самое Рождество 1879 года студент-первокурсник Антон Чехов «покрестился в писатели»: передал в популярный еженедельник «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.» под необычным псевдонимом «….въ». Не замедлило поступить и «высочайшее благословение» от редакции: 13 января 1880 года «Москва, Грачёвка, г. А. Че-ву. Совсем недурно. Присланное поместим. Благословляем и на дальнейшее подвижничество».

Материал понравился. «Письмо к учёному соседу» начинающий писатель создал на основе домашний вечерних чтений в кругу семьи и, хотя юмористическая журналистика была весьма популярна в последней четверти XIX века, критики не оставили миниатюры без внимания и заметили, что автору удалось привнести нечто новое в полюбившийся читателям жанр.

Литературовед Сергей Балухатый обратил внимание, что «раннее обращение Чехова к писанию юмористических рассказов вытекало из комического, как бы „органического“, дара Чехова, который изливался не только в словесном творчестве, но и в письмах, беседах, в обыденной жизни писателя».

Сюжет первого напечатанного рассказа Чехова прост: сельский помещик Василий Семи-Булатов пишет пространное письмо своему новому соседу-профессору Максиму с целью наведения мостов для более близкого знакомства. «Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками», - делает витиеватые комплименты помещик, а также вступает с профессором в научные споры: «О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Я с Вами касательно этого важного пункта не согласен».

Великоразумный Василий Семи-Булатов явился ярким прообразом будущего Хамелеона и унтера Пришибеева – уж больно колоритный персонаж!

А вот источником пародии «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.

Обратите внимание: 28 человек, которым нужно сменить парикмахера.

п.» послужили переводные романы и повести из так называемых семейных журналов - «Нива», «Огонек» и других, менее популярных.

Круг такого «семейного» чтения был хорошо знаком Чехову еще в гимназических времен: «...сразу видно, что я начитался немецких романов», - иронизирует писатель в письме Михаилу Чехову. Подобные реестры штампов Антон Павлович составлял для себя частенько «Неверных жен, самоубийц, кулаков, добродетельных мужиков, преданных рабов, резонирующих старушек, добрых нянюшек, уездных остряков, красноносых капитанов и „новых“ людей постараюсь избежать» - обещает он издателю Алексею Суворину, - «Буржуазия очень любит так называемые «положительные» типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее на мысли, что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым».

«Мелочишки» прижились и читающей публике пришлись по душе: в журналах «Будильник», «Зритель», Осколки» все чаще и чаще стали появляться коротенькие рассказики, подписанные «Антошей Чехонте» или «Человеком без селезёнки». По собственному признанию Чехова, работа шла легко, он писал по одному рассказу ежедневно – удовольствие получали и автор и читатели. 

А вот письмо известного критика и литератора Дмитрия Григоровича Чехова уже не порадовало, тот подверг 26-летнего писателя жесткой критике за то, что тот тратит свой талант на этакие «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного. Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам».

«Беллетрист-миниатюрист» совету внял и вскоре в письмах друзьям стали появляться упоминания о начале работы над романом в полторы тысячи строк. Чехов в итоге от замысла отказался, крупномасштабное повествование никак не ложилось на бумагу. 

«Я рад,— поделился он с Алексеем Сувориным,— что 2—3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался. Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно».

«Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают“ — шутливо поучал Антон Павлович в своих «Правилах для начинающих авторов» юных собратьев по перу.

Какой была бы наша литература без маленьких шедевров Чехова? Мелочишки…

 

 📖 «…въ» (А.П.Чехов) «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

 

Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обедневший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой — спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков.

 

Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная… непонятная, одним словом: природа!!!

 

Белокурые друзья и рыжие враги.

 

Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть.

 

Тетка в Тамбове.

 

Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину. А где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненым на дуэли и неизбежный совет ехать на воды.

 

Слуга — служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный.

 

Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей.

 

Подмосковная дача и заложенное имение на юге.

 

Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое.

 

Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфели и устрицы.

 

Нечаянное подслушиванье как причина великих открытий.

 

Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо.

 

Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства.

 

Очень часто отсутствие конца.

 

Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце.

Конец.

📚 Сочинения Антона Павловича Чехова 📚

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘

#антон чехов #русская классическая литература #юмористический рассказ #книжный магазин

Больше интересных статей здесь: Забавное.

Источник статьи: «Нужно уметь коротко говорить о длинных вещах». «Мелочишки». Ко дню рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904).