Пивной ларек в СССР. Онтология и дуализм.
Онтология безысходности
Улетел в небеса олимпийский Мишка, отшебуршились прощальные салюты и всё ещё в СССР казалось железным и несокрушимым. Через год выпала мне дорога на преддипломную практику в один из закрытых поселков в семидесяти километрах от городка, про который одна ненормальная девушка пела, что она вся такая беспокойная. Всё население поселка работало на военном заводе в три смены по 8 часов, а на самом деле и по 10 и по 12, чтобы деньги закалымить. Была зима, тьма стояла кромешная, но вот, что я заметил, невзирая на темноту - от проходной завода вело три дороги - налево к женскому (семейному) общежитию, направо - к двухэтажным баракам, еще довоенной постройки, и прямо, через ж/д дорогу к старому, еще дореволюционному, деревянному, просевшему в земле по окна, району.
Ровно в ста метрах от проходной на каждой из этих дорог стоял пивной ларек (далее по тексту Object PL).
Я, будучи молодым и любопытным студентом-идеалистом, пытался с клиентами ларька разговаривать и выяснить - в чем же заключается сущность их бытия. Оказалось, что именно тут, у Object PL и бурлила жизнь, никто домой не стремился, там, в лучшем случае, жена и сопливые дети, в худшем - похмельные соседи по бараку. Обсуждались все проблемы, от чисто бытовых до внутриполитических и международных. Несколько в стороне стояли бывшие зеки или условно досрочно освобожденные, у которых не было ни жены, ни детей, но они обладали специфическим жизненным опытом, которым щедро делились. Сущность их бытия была проста и укладывалась в миг между прошлым и будущим.
Хорошо, это глубинка, и, как писал в свое время В.Аксенов - это "<...> далекий, перенаселенный, заросший желтым грязным льдом волжский город" (правда, это про Казань времен ВОВ, но разница невелика). Рассмотрим ситуацию в Москве конца 50-х на примере фильма "Сын", Мосфильм, 1955 г. История проста, несовершеннолетний подросток повздорил с законом, семьей и школой. Никто его не понял, все прогнали прочь, но Object PL принял и решил все проблемы в лице бригадира Панечкина.
Обратите внимание - на заднем плане цирк на Цветном бульваре. К этой локации мы еще вернемся.
Итак, с помощью Object PL подросток без паспорта и аттестата зрелости волшебным образом получает работу на стройке, жилье в общежитии и покровительство в лице мелкого беса-Панечкина.
Кстати, прошу прощения за офф-топ, не могу обойти вниманием эпизод с участием Надежды Румянцевой.
Румянцева спрашивает - "Ты зарплату получил?" - "Да" - "Комсомольская организация стройки поручила мне взять над тобой шефство - ты должен отдать мне на сохранение все деньги, потому, что ты пока молодой, несознательный и можешь их неправильно потратить".
Понятное дело, комсомольская организация лучше знает - зачем мужчине деньги, деньги нужны женщине. :-)
После различных пертурбаций молодой человек, проявив героические черты характера, становится достойным членом общества.
Но, реперной точкой, несомненно, в этой истории выступил Object PL.
Итак, резюмируя, мы можем говорить об онтологии Object PL, как о сущности, являющей себя в разрешении жизненно важных материальных и психологических проблем субъектов, к нему стремящихся. В этом, как раз, и проявляется одно из основополагающих свойств Object PL, как локального аттрактора.
Object PL как локальный аттрактор
Выше мы говорили в основном о рабочем классе и его достойном пополнении. Поговорим теперь о примкнувшей к нему интеллигенции и роли Object PL как локального аттрактора и феномена городской культуры.
Вернемся к локации цирка на Цветном бульваре. Обратимся к фильму-реконструкции "Покровские ворота" М. Козакова. Время действия - канун 1957 г.
Костик смотрит на клоунов у здания цирка на Цветном бульваре. Видна часть правого крыла здания, вид с Цветного бульвара.
Откуда-то из параллельной вселенной выбегает Савва Игнатьевич.
"Костик, я все купил, где Аркадий?!" - А, вон он!
Кстати, опять прошу прощения за офф-топ, но вот вопрос, что и где было нужно купить Савве Игнатьевичу за тридевять земель от родных Покровских ворот? Это пешком, как минимум, 3,5 километра. Наверняка, это была идея Маргариты Павловны.
Нетрудно видеть, что Object PL сменил локацию. В 1955 г. он находился довольно далеко от цирка примерно в 100 метрах (см. кадр 2), а уже через год перебрался поближе к людям, т.е. находится на углу у правого крыла здания цирка. Это говорит о том, что его влияние на культурную жизнь столицы возрастает и правило "100 метров" уже не действует.
Также, понятно, что все вероятностные траектории движения Велюрова, повинуясь центростремительной силе Object PL, как аттрактора фазового пространства локальной динамической системы, неминуемо приведут его к порту входа-выхода объекта с последующим получением запрошенных пакетов информации.
Находясь под влиянием полученной информации от Object PL, Велюров пытается выяснить у Костика, где он был вчера вечером с 8-ти до 11-ти? Смею осведомиться, разве представитель московской творческой интеллигенции, понимая всю бесцеремонность этого вопроса, стал бы выяснять подобное, не находясь под воздействием Object PL?
Гнетущую атмосферу кадра подчеркивают фантасмагорические фигуры на заднем плане (скульптура "Песня" на Цветном бульваре).
Далее, наши герои, двигаясь в направлении дома, опять попадают в зону действия аттрактора очередного Object PL.
Объект абсолютно такой же, как и его брат-близнец с Цветного бульвара, даже соленые сушки-московские баранки точно такие же и висят там же. Судя по следующим кадрам фильма эта локация Object PL находилась уже где-то на середине Чистопрудного бульвара по его четной стороне. Воздействие объекта на субъекта достигает апогея - происходит полный катарсис - Велюров переживает процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения.
Дуализм материального и духовного
Тот же эффект воздействия Object PL мы можем наблюдать на других примерах. Вот, например, кадр из фильма "Берегись автомобиля", реж. Э.Рязанов, Мосфильм, 1966 г.
Нетрудно видеть, что Object PL сильно разросся в размерах и, видимо, его влияние, как аттрактора, за более чем 10 лет непрерывной работы еще более возросло. По крайней мере народу полно, но сушки-баранки всё те же. Кроме того, появились новые возможности повышения эффективности влияния.
Это приводит к поистине поразительным результатам. Катарсис испытывают уже два субъекта-по сути антагониста - вор и следователь УГРО. Разве мы могли мечтать о подобном в послевоенный период, когда Object PL только начинал свой славный путь? Представьте, например, капитана Жеглова и какого-нибудь Копченого за одним столом.
В дальнейшем, к сожалению, после достижения максимума своего развития в конце 60-х, к середине 70-х Object PL сильно деградировал. Уровень популяции неуклонно снижался, также как и уровень решаемых субъективно-объективных материально-духовных проблем, но сила аттракции по прежнему сохранялась.
Несмотря на использование разработанного в конце 60-х способа повышения эффективности...
... никакого катарсиса уже не происходит. Герои решают в основном свои сугубо бытовые, материалистические проблемы.
Так я у тебя переночую?"- спрашивает штукатур Коля у слесаря-водопроводчика Афони. "Да по мне, хоть всю жизнь живи, раз хороший человек" - отвечает тот.
В дальнейшем, уже в 80-е, после прихода к власти Андропова, введения сухого закона Горбачева, лихих 90-х и пустых 00-х, Object PL окончательно деградировал и исчез с улиц и переулков городов России.
Также, как деградировали образование, культура и наука, какими мы их знали.
А вы как думаете?
Больше интересных статей здесь: Забавное.
Источник статьи: Пивной ларек в СССР. Онтология и дуализм..