Доброго вам времени суток! С прошедшими и грядущими праздниками! Предлагаю поговорить на...одесскую тему в искусстве.
Российское кино продолжает штамповать "одесские шедевры". Неважно, как они называются - "Анка с Молдаванки" или "Одесса-мама" - фильмы похожи друг на друга, как близнецы. Единственный за последние годы фильм на данную тему, который меня в общем порадовал - "Одессса" режиссера Валерия Тодоровского.
"Одесский пароход" Сергея Урсуляка вновь посмотрела 1 января нынешнего года. Его показали в один день со старыми полюбившимися шедеврами Рязанова, Гайдая. Но к их уровню он даже не приближается... Мое отношение к фильму не изменилось - хочу только отметить артистов, сумевших все же не кривляться, а сыграть живых людей при полном отсутствии сценария и режиссуры. Таковыми, на мой взгляд, являются Нина Усатова и Владимир Машков. А в остальном - привожу свой прошлогодний пост в соцсетях, написанный под впечатлением премьерного показа фильма в первый день прошедшего года.
***********************************************************************
Не знаю, кто первый воскликнул "Эврика!" от осенившей мысли - о возможности, не напрягаясь, бодренько придумать пару-тройку несмешных, плоских, а то и вульгарных шуток. И делать с ними что хошь! Хоть эстрадный номер, хоть фильм, хоть песню сварганить! И никто не упрекнет, если автор догадается объяснить свой незатейливый шедевр написанным в ОДЕССКОМ стиле. Мол, сам Бог велел ему быть таким, Одесса же, что с нее возьмешь?
Не все и не сразу вспомнят высокие образцы одесского стиля - Исаака Бабеля, например, или Андрея Сову, прекрасного украинского актера-чтеца басен и юмористических рассказов. Или Леонида Утесова, Марка Бернеса, создавших в песнях и фильмах неповторимые образы людей, шутивших, влюблявшихся, а если нужно, то и героически оборонявших родной город и наделив их чертами одесского колорита (с неизменным чувством меры). Или писателя-сатирика Михаила Жванецкого. Вот ему-то и не повезло на сей раз, ибо до его рассказов дошли руки "мастеров" ПСЕВДООДЕССКОГО стиля.
Но для начала несколько слов о главных признаках
стиля диковинного. К ним я бы отнесла неизбывную ПРЕТЕНЗИЮ НА КОМИЗМ. Смех из нас буквально выжимают всеми доступными методами - например, набором местечковых ужимок, в том числе открытым заигрыванием с первым попавшимся зрителем. Грубыми пародиями, переходящими в клоунаду в говоре, наигранно конвульсивной манере поведения героев, шаржированных до полной неузнаваемости в них реальных людей. Нас якобы смешат, мы не смеемся, но нас не отпускают, настойчиво требуя СМЕЯТЬСЯ и намекая, что мы дураки или ретрограды, раз не понимаем, что это ТАКИ СМЕШНО.
Самыми "яркими" образцами невысокого ПСЕВДООДЕССКОГО стиля я бы назвала Клару Новикову -Тетю Соню и, конечно, фильмы режиссера Сергея Урсуляка. "Ликвидацию", которую нам не перестают демонстрировать до полного изнемождения. И свежеиспеченный "Одесский пароход"( премьера его состоялась в первый день наступившего года).
Последний "шедевр", по-моему, побил все рекорды серости и безвкусицы с претензией на комизм. Ни темы, ни сюжета, ни характеров здесь не ищите. Для чего снимался фильм, что хотел сказать режиссер - тоже неясно. Ну разве для того, чтобы опять оглупить до неузнаваемости одесситов и вообще всех, кто жил на советском пространстве.
На экране будто ожили герои растиражированных анекдотов с искусственно созданными стереотипами - например, о чукчах (девушка-пассажир самолета, на любой вопрос отвечающая кратко - "Нарьян-Мар"), но больше всего о так называемых одесситах. То есть евреях и иногда украинцах. Первые показаны нервозными шустряками, вторые - отмороженными пофигистами. Ярлыки повешены, схемы начерчены, зачем какая-либо нюансировка характеров? Все. Фильм готов.
Пароход плывет с руганью и немыслимыми конвульсиями капитана - Сергея Маковецкого. Самолет летит и несмотря на аварийную ситуацию, тоже с нервами, приземляется. "Миша, не делай мне нервы!" - карикатурно просит также анекдотичная героиня Чулпан Хаматовой. То похороны, то свадьбу играют. У героини Светланы Крючковой то сверху йокнет и опускается вниз, то наоборот. Вот и "хорошо". Если все перечисленное происходит - значит, это кому-то нужно... Зачем? Глупый вопрос. Вам же в самом начале объяснили: "Это Одесса". Даже трижды повторил экскурсионный зазывала: "Это Одесса". Думаете, просто так? Нет, со смыслом - что все непонятное, то есть полное отсутствие сценария, режиссуры, актерской игры, можно (и нужно) объяснить одним словом.
Лично я не против произведений искусства на одесскую тематику. В разумных пределах, конечно. Только они должны быть действительно ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА. Одесса - город, способный вдохновлять - своей природой, архитектурой, своеобразным юмором (афористичным, острым, органичным). Но только если не перегибая палку, талантливо все это своеобразие подметить и передать, а не изображать персонаж только ради того, чтобы высмеять его фамилию и картавое произношение. И кстати, в рассказах Михаила Жванецкого эти легкость и остроумие есть. Однако не всем по силам их исполнение. Лучше всего оно удается самому автору, а также удавалось - Роману Карцеву, Виктору Ильченко. Рассказы Михаила Жванецкого, которые легли в основу фильма, хоть и построены на диалогах и полилогах, все же не являются самодостаточной драматургией. Поэтому по их сюжетам нужно было написать полноценный киносценарий. И углубиться в режиссуру. Для этого, конечно, необходимо затратить немало усилий, времени, средств, а этого, видимо, творцам "Одесского парохода" хотелось избежать. Схалтурить ведь легче.
Моей (и думаю, не только) новогодней традицией многих лет стал просмотр в праздничные дни старых любимых картин. Они, как старые, проверенные временем друзья, никогда не подведут. Один из них - "Свадьба в Малиновке", показанный вчера. Опять испытала радость встречи с образами живых, полнокровных людей (а не утрированных дурачков), с самобытными характерами, смекалкой, юмором. Девушки танцуют красивые украинские нежно-лирические танцы, с цыганским надрывом поет Николай Сличенко, изящно шутит Михаил Пуговкин. Режиссер Андрей Тутышкин не насмехается над речевыми и этническими особенностями персонажей - он видит в них прежде всего ЛЮДЕЙ и любит их. А несравненный Михаил Водяной! Вот кто на вершине актерского мастерства сыграл Попандопуло - не экранного, а живого ОДЕССИТА, подобных которому я не раз встречала на улицах южной Пальмиры. Фильм на века! Почувствуйте разницу, как говорят в той же Одессе!
А что вы думаете о многочисленных фильмах и шоу, где "говорят за Одессу"? Пишите в комментариях. Приглашаю подписаться на мой канал.
Больше интересных статей здесь: Забавное.
Источник статьи: Я не в восторге от псевдоодесского стиля. А вы?.