Древнейшая оптическая иллюзия в мире (4 фото)

В октябре 1892 года в немецком юмористическом журнале «Летящие листья» (Fliegende Blätter) появился рисунок с оптическим обманом. На нем была голова кролика. Или это была голова утки? Оба дизайна, казалось, переходили от одного к другому — от утки к кролику и обратно.

Полвека спустя, в 1953 году, рисунок снова появился в «Философских исследованиях» Людвига Витгенштейна, где знаменитый философ использовал этот пример, чтобы показать, что определенные фигуры можно интерпретировать более чем одним способом. В течение следующих 70 лет эта иллюзия кролика и утки несколько раз появлялась в книгах, журналах и на веб-сайтах.

Иллюзия утки-кролика — классика, но точно не первая в истории

На протяжении всей истории человечества художники использовали различные приемы, чтобы ввести зрителя в заблуждение, например, создавая ощущение глубины в плоских рисунках с помощью искусного сочетания штрихов и теней, также известного как «тромплей». Некоторые данные свидетельствуют о том, что даже художники эпохи палеолита украшали стены пещер рисунками лошадей и бизонов, умело используя естественные обнажения горных пород, чтобы придать своим работам ощущение объема и глубины. Наиболее примечательны доисторические произведения искусства, найденные в пещере Фон-де-Гом во Франции.

Древний историк Дункан Колдуэлл исследовал палеолитические рисунки в нескольких пещерах во Франции и обнаружил, что по всей пещере Фон-де-Гом встречаются рисунки и резные фигурки шерстистых мамонтов и горных бизонов, которые часто имеют общие линии или другие детали, создающие перекрывающиеся изображения, которые могут сначала быть ошибочно принятым за одно животное, затем за другое - так же, как иллюзия утки-кролика. Колдуэлл говорит, что спаривания мамонта и буйвола происходили по всей пещере с такой регулярностью, что это не могло быть простым совпадением.

Колдуэлл также обнаружил маленькую фигурку, вырезанную таким образом, что с одной стороны был бизон, а с другой — мамонт. Колдуэлл утверждает, что физическое сходство между формами этих двух животных делает их идеальными кандидатами для доисторических художников, которые могут накладывать одно изображение поверх другого, чтобы сформировать связное изображение.

На этом рисунке доисторического искусства, скопированном со стен пещеры Фон-де-Го исследователем Анри Брейем, наложены очертания бизона и мамонта. Фото: Дункан Колдуэлл

Еще один яркий пример иллюзии зубра-мамонта высечен на копьеметателе, найденном в Канекоде. На этом предмете мамонт и бизон изображены одним контуром. Кроме того, по Колдуэллу, есть две мелкие детали, позволяющие воспринимать всю картину как одного из животных, и при виде одного животного «другое исчезает".

Изображение на этой резной работе метателя копья можно увидеть по-разному. Глаза выше и ниже кривой в форме полумесяца, которые действуют как бивень мамонта (для верхнего глаза) и рог бизона (для нижнего глаза), выделены красным цветом на фотографии. Фото предоставлено Дунканом Колдуэллом

Эндрю Хоули пишет в National Geographic):

Мелкие детали, упомянутые выше, — это глаза. Колдуэлл описывает, что есть «как верхний глаз, который превращает полумесяц под ним в бивень мамонта, так и нижний глаз возле передней ноги, который превращает тот же самый полумесяц, который мы только что интерпретировали как бивень, в верхний рог» буйвола». Когда мы смотрим то одним глазом, то другим, мы видим, как вся фигура трансформируется из одного животного в другое — эффект, наиболее похожий на классическое превращение утки в кролика.


Хоули пишет, что трудно придумать какую-либо другую причину, кроме того, что эти искусно вырезанные формы были созданы специально и не являются случайными знаками. Детали туловища животного, бивней/рогов, меха и конечностей выполнены реалистично, что говорит о художественных способностях автора.

Однако возможно, что это изображение только мамонта, а не мамонта и бизона, тем более что некоторые части копьемета отсутствуют. В своей книге «Мамонты: гиганты ледникового периода» авторы Адриан Листер и Пол Бан предполагают, что хобот мамонта изгибается назад в левом нижнем углу рисунка, так что нижний «глаз» «заканчивается вверх.

Другой пример древней оптической иллюзии можно найти в храме Айраватешвара в южно-индийском штате Тамил Наду. Эта иллюзия ясна.

На барельефе отчетливо изображены два животных с одной головой. В зависимости от того, на каком животном вы сосредоточитесь, вы увидите либо слона, либо быка (здесь вы можете увидеть его более четко). Этот храм был построен во времена правления императора Раджараджи II в 12 веке, что делает его древнейшей подлинной оптической иллюзией в мире.

Больше интересных статей здесь: Слава.

Источник статьи: Древнейшая оптическая иллюзия в мире (4 фото).