В результате таких масштабных землеройных работ, как строительство дамбы, исчезли сотни городов и деревень. Однако храмы в Абу-Симбел (Abu Simbel) в Египте имели слишком большую историческую и культурную ценность, чтобы позволить этому случиться и с ними. Поэтому, когда строящаяся Асуанская плотина и водохранилище угрожали затопить храмы 33-вековой давности, международное сообщество объединилось, чтобы провести чрезвычайную спасательную операцию.
Храмы Абу-Симбел, вырезанные из цельной горной породы, изначально располагались вдоль Нила. Они были построены по приказу Рамсеса II, третьего фараона XIX династии Египта, которого часто считают величайшим и самым могущественным фараоном Нового царства. За время своего правления Рамсес II построил много храмов по всему Египту и Нубии; особенно в Нубии — чтобы впечатлить нубийский народ величием египтян. Наиболее известными из них являются высеченные в скале храмы недалеко от нынешней деревни Абу-Симбел.
Великий храм Абу-Симбел
фото: LorettaLynn/Pixabay
Здесь Рамсес II построил два грандиозных храма: больший из них называется Великим храмом и просто невероятен. Четыре эпичные статуи, сидящие на тронах перед входом в храм, высечены в облике фараона и изображают трёх богов и самого Рамсеса II. Каждая статуя достигает 20 метров в высоту. Фасад за сидящими статуями в большинстве своём пустой, однако на верхнем краю находится фриз с изображением армии павианов, поклоняющихся восходящему солнцу. Между статуями пролегает вход, увенчанный барельефом царя, поклоняющегося богу Ра-Хорахти с головой сокола. Просторный интерьер от пола до потолка украшен гелиографическим прославлением военных кампаний Рамсеса II.
Другой храм, так называемый Малый храм, Рамсес II посвятил своей жене Нефертари и богине Хатор. Это был всего второй раз в древнеегипетской истории, когда храм был посвящён царице; первый раз это была Нефертити. Как и в Большом храме, вход в Малый храм окружён статуями фараона и его супруги, и что наиболее примечательно — они были построены с одинаковыми размерами (обычно цариц изображали не выше колена фараона). Интерьер Малого храма украшен сценами, изображающими царицу, играющую на систруме и делающую подношения богиням Хатхор и Мут.
Малый храм Абу-Симбел
фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons
За тысячи лет храмы оказались засыпаны песком и были позабыты. Когда их заново открыли в начале XIX века, над песком виднелся только верхний фриз главного храма. Храмы были выкопаны, и некоторое время казалось, что бессмертие Рамсеса II было гарантировано, однако в конце 1950-х годов над ними нависла другая катастрофа.
Примерно в 230 км вверх по течению от того места, где стояли колоссальные статуи Рамсеса II, правительство планировало построить новую плотину через Нил. Новая Асуанская плотина длиной 4 км и высотой 110 метров должна была стать крупнейшей насыпной плотиной в мире. Египет нуждался в ней, потому что более ранняя плотина оказалась неспособной контролировать ежегодное наводнение из-за выхода Нила из берегов. Новая плотина должна была позволить Египту укротить реку, а созданное водохранилище должно было помочь поддержать сельхозугодья и жителей региона в засушливые периоды.
Однако был один существенный недостаток: создание водохранилища Насер площадью 5.250 кв. км требовало переселения порядка 90 тысяч человек, и, если возможно, переноса великолепных храмов Абу-Симбел.
Храмы во время раскопок, около 1853-1854 гг.
фото: John Beasly Greene
В 1959 году правительство Египта обратилось к ЮНЕСКО за помощью. К счастью, международное сообщество было знакомо с регионом древней Нубии и бесчисленными археологическими достопримечательностями, которые в нём находились. Осознавая всю серьёзность этой проблемы, ЮНЕСКО приступила к своей первой в истории организации совместной международной спасательной операции.
В 1960 году был запущен международный проект по сбору средств. Для поддержки кампании Египет организовал передвижную выставку, состоящую из нескольких предметов из гробницы Тутанхамона. Выставка "Сокровища Тутанхамона" была представлена в Северной Америке, Великобритании, Франции, Германии, России и Японии. Собранные деньги помогли профинансировать не только проект по спасению храмов Абу-Симбел, но и многие другие будущие кампании ЮНЕСКО.
Было предложено множество идей относительно того, как сохранить храмы. Одна из них заключалась в строительстве вокруг храмов гигантского аквариума с подводными смотровыми кабинами-лифтами для посетителей. Эту идею отклонили. Другая предлагала поднять храмы с помощью гидравлических домкратов, однако стоимость такой операции была бы безмерной. В конце концов, было решено разрезать скальные сооружения на поддающиеся транспортировке блоки весом 20-30 тонн, перевезти их на возвышенность и собрать, словно конструктор.
фото: amusingplanet.com
Работы начались в ноябре 1963 года. Для начала вокруг Абу-Симбела возвели кессон для подводных работ, чтобы иметь дополнительное время для работы над храмами, пока в водохранилище Асуанской плотины будет собираться вода. При резке камня требовалась максимальная осторожность. Мотопилы использовать было нельзя, потому что они делали слишком широкие надрезы — всё, что шире 8 мм, было бы видно при сборке блоков. Вместо этого для разрезания скальных структур на блоки использовали ручные пилы и стальную проволоку. В конечном счёте большой храм был разделён на 807 блоков, а малый — на 235. Каждый отрезанный блок сразу же оборачивали, чтобы защитить от раскалывания и разрушения во время транспортировки.
Новое место было расположено примерно в 200 метрах дальше в сторону суши и на 65 метров выше предыдущего. Прежде чем приступать к повторной сборке, с помощью 330.000 куб. м камня создали искусственную возвышенность, напоминающую каменистый холм, на котором храмы стояли на своём первоначальном месте. Затем блоки с исключительной точностью собирали вместе, скрепляли друг с другом с помощью арматурных стержней и швов, заполненных искусственным материалом. Были предприняты меры предосторожности для сохранения первоначального выравнивания храма по основным направлениям, чтобы солнечные лучи так же проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стене в определённые часы весной и осенью, как и прежде.
фото: amusingplanet.com
Успешный перенос храмов Абу-Симбел послужил стимулом для дальнейших спасательных операций подобного рода. В самой Нубийской долине ЮНЕСКО спасло от затопления целых 22 различных памятника, включая храмы Рамсеса II. Один из монументов, храм Амады, пришлось переносить целиком, потому что его нельзя было разрезать из-за того, что это повредило бы сооружение. Другие исторические памятники, которые были успешно перенесены, включают Вади-эс-Себуа, ещё один храм, построенный Рамсесом II, храм Калабша римской эпохи и храм Филы. Воодушевлённая этими успехами, ЮНЕСКО отправилась в Венецию, чтобы защитить её лагуны, затем в Мохенджо-Даро в Пакистане, чтобы помочь раскопать руины, а затем в Индонезию, чтобы сохранить храм Боробудур.
"Реализация такого огромного и сложного проекта помогла ЮНЕСКО понять, что мы способны на три главные вещи, – объяснила Мехтильд Рёсслер (Mechtild Rössler), директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и отдела Наследия. – Во-первых, объединение лучших в мире знаний, квалификаций и человеческого опыта. Во-вторых, укрепление международного сотрудничества всех своих членов. И в-третьих, гарантия ответственности международного сообщества в объединении средств и поддержке, которая поможет всемирному наследию в целом. Мы понимаем, что одна страна на такое просто не способна".
Успех Нубийской кампании был непосредственной причиной создания в 1965 году Фонда всемирного наследия (World Heritage Trust), а позже — Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Галапагосские острова в 1978 году стали первым объектом Всемирного наследия. Нубийские архитектурно-исторические памятники были включены в этот список в 1979 году.
Масштабная модель в Нубийском музее, Асуан, показывающая предыдущее месторасположение храмов Абу-Симбел (под стеклом, изображающим поверхность водохранилища) и новые, более высокорасположенные места перенесённых и спасённых храмов.
фото: Zureks/Wikimedia Commons
фото: amusingplanet.com
фото: amusingplanet.com
фото: amusingplanet.com
фото: amusingplanet.com
фото: amusingplanet.com
фото: amusingplanet.com