Секрет искусственного камня Коуд (4 фото)

У большой статуи льва, стоящей в восточной части Вестминстерского моста, возле Вестминстерского дворца, есть секрет: она сделана не из камня, не из бетона, а из специальной смеси ингредиентов, состав которой потерян вот уже более столетия.

Несмотря на длительное воздействие агрессивной атмосферы Лондона, статуя, возраст которой составляет почти 200 лет, до сих пор выглядит, как новая ─ без видимых признаков эрозии на поверхности.

Этот примечательный искусственный камень известен как камень Коуд, названный так в честь Элеанор Коуд (Eleanor Coade), британской бизнес-леди, которая владела фабрикой по его производству.

В XVIII и XIX веках этот камень был невероятно популярен благодаря своей прочности и возможности создавать из него любые декоративные формы, будь то фризы, арабески, капители и другие архитектурные элементы. Каждый авторитетный архитектор того времени использовал этот камень в своей работе, поэтому примеры его использования можно найти по всему миру.


Статуя льва из камня Коуд на Вестминстерском мосту, Лондон

Камень Коуд выглядит и на ощупь в точности похож на обычный обработанный камень, однако на самом деле это совсем не камень ─ это вид керамики. Керамика, как вы знаете, это глина, прошедшая обжиг, а в зависимости от вида глины и интенсивности обжига можно произвести материал различных типов.

Благодаря обжигу при низких температурах изготовляются гончарные изделия (терракота, глиняная посуда, кирпичи и т.д.). Эти изделия довольно хрупкие. При более высоких температурах происходит частичное спекание (стеклование), благодаря чему получается более жёсткий материал ─ фарфор. Для производства камня Коуд требуется ещё более высокая температура: получается плотный, не пропускающий жидкость или газ, не поддающийся коррозии и устойчивый к царапинам искусственный камень.

Когда Элеанор Коуд основала свою "Мануфактуру Коуд по производству искусственного камня" в лондонском боро Ламбет, в Англии было много предприятий по производству искусственного камня. Дочь торговца шерстью, она, по всей вероятности, почти ничего не знала о производстве такого камня ─ она занималась продажей льняного полотна.

К концу 1760-х годов ей посчастливилось встретить человека по имени Дэниел Пинко (Daniel Pincot), который уже занимался производством искусственного камня, но его бизнес испытывал финансовые трудности. У Элеанор были деньги, у Дэниеля ─ способ приготовления, и вместе они открыли фабрику там, где сегодня находится станция Ватерлоо, начав производство необычайно высококачественного материала.

Коуд изначально назвала свой камень "Литодипира" (Lythodipyra), что в переводе с греческого означает "дважды обожжённый камень", но потом дала ему более благозвучное название ─ камень Коуд (Coade stone). Через 2 года Элеанор Коуд уволила Дэниеля Пинко, и о нём больше ничего не известно.


фото: amusingplanet.com
Работа во дворе фабрики Коуд в Ламбете, Лондон, около 1800 г.

Элеанор Коуд весьма успешно управляла своим бизнесом по производству искусственного камня в течение 50 лет (вплоть со самой смерти), что было очень нетипично для женщины Георгианской эпохи. Материалы с её фабрики отправлялись по всей Великобритании и за её пределами, их использовали многие блестящие скульпторы и архитекторы того времени: Роберт Адам (Robert Adam), Джеймс Уайетт (James Wyatt), Джон Нэш (John Nash) и другие.

Венцом её карьерного успеха стала поставка искусственного камня королевскому двору. Камень Коуд использовали для часовни Святого Георгия во дворе Виндзорского замка, Королевского павильона в Брайтоне, особняка Карлтон в Лондоне, Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, а также для обновления Букингемского дворца.

Элеанор Коуд умерла в 1821 году. Её камень активно использовался ещё в течение двух десятков лет, после чего на рынке его заменил другой замечательный материал ─ портландцемент.

Существует устойчивый миф о том, что секрет камня Коуд умер вместе с Элеанор Коуд, но это неправда. Формула для изготовления этого искусственного камня была хорошо известна в середине XIX века, и большое количество мануфактурщиков её использовали благодаря тому, что ни Пинко, ни Коуд не пытались её запатентовать. Если и существовал какой-то секрет, то он заключался в непревзойдённых навыках мастеров, смешивавших глину и работавших с печью.


фото: Brian Hancill/Flickr
Фронтон Лорда Нельсона во внутреннем дворе Старого Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче рабочие мануфактуры Коуд называли своей лучшей работой

Действительно, производство изделий из камня Коуд было очень трудоёмким процессом, требовавшим навыков высококвалифицированных специалистов. Во-первых, модель формы будущего изделия создавалась из глины размером почти на 10% больше требуемого ─ для усадки во время обжига. Из этой модели затем делали гипсовую форму, обычно состоящую из нескольких частей, которые можно было снять и разобрать. Глиняная смесь готовилась и прессовалась в форму вручную: на многих старых изделиях из камня Коуд до сих пор хранятся отпечатки пальцев работников фабрики Коуд.

После того, как глиняная смесь затвердевала, гипсовую форму удаляли, а модель обжигали в печи в течение нескольких дней. Это был самый ответственный этап производства. Зачастую мастер, работавший с печью для обжига, не спал всю ночь напролёт, чтобы поддерживать постоянную температуру.

Не всегда всё получалось ─ такие партии браковались Элеанор Коуд, стремившейся поддерживать самые высокие стандарты контроля качества. Но большую часть времени из печи её мануфактуры выходили камни Коуд высочайшего качества.

Популярность камня Коуд в значительной степени обусловлена предпринимательской жилкой Элеанор Коуд и её умением продвигать товар на рынке. Она наладила очень продуктивные отношения с некоторыми из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них обеспечила доступ к некоторым из самых богатых клиентов Великобритании.

Талантливая бизнес-леди проводила выставки своей продукции, открыла постоянную выставочную галерею, размещала рекламу в газетах и выставляла лучшие работы своей мануфактуры в Королевской Академии художеств. Её каталоги продукции были исчерпывающими: например, каталог 1784 года насчитывал не менее 788 образцов.


фото: Peter Young/geograph.org.uk
Один из двух сфинксов из камня Коуд в парке Крум-Корт (Croome Park), графство Вустершир, Англия

Элеанор Коуд никогда не была замужем. Она умерла в 1821 году в возрасте 88 лет. Большую часть своего состояния она пожертвовала благотворительным школам и священникам.