Хотя модные тенденции приходят и уходят, в погоне за красотой можно проследить опасную нить. Необходимость одеваться, чтобы произвести впечатление, можно видеть на протяжении всей истории человечества, включая даже Адама и Еву, украсивших себя неудобными фиговыми листочками. Вот шкаф, наполненный когда-то новыми модными трендами, которые не только жестоки и необычны, но даже противозаконны.
8. Чопины
Фото: toptenz.net
Итальянцы знают толк в обуви. Возможно, потому, что их страна на карте формой напоминает сапожок. Гуччи, Прада и Сальваторе Феррагамо - все они принадлежат к Пантеону Кожаных богов. Однако Италия также познала обувное фиаско, представив миру в 15 веке чопины. Будучи предшественниками туфель на высоком каблуке, чопины представляли собой сабо на платформе, обычно сделанной из дерева или пробки, что помогало защититься от грязи на улицах Венеции. Функциональность в конечном итоге уступила место форме, поскольку росла не только популярность обуви, но и ее высота, которая достигла 50 см.
Как и многие модные тенденции, чопины отражали социальный статус, и представители благородных сословий достигали новых высот. Добавление высоты привело к тому, что частыми стали несчастные случаи, когда венецианцы спотыкались, оступались и падали, в результате чего в грязи пачкались не только их ботинки.
7. Тюдоровские жабо
Фото: toptenz.net
В отличие от специальных конусов, надеваемых на домашних питомцев, чтобы те не лизали свои раны, тюдоровское жабо не служило никакой реальной практической цели, кроме как сделать наряды елизаветинской эпохи чрезвычайно неудобными. Декоративное украшение, излюбленное королевой Елизаветой I, станет одним из самых знаковых символов моды того периода, но также потенциально опасным из-за количества булавок, необходимых для поддержания жесткой формы.
Первоначально жабо носили как кружевное ожерелье, но оно быстро росло в размерах и становилось шире по мере роста его популярности. Тюдоровские жабо также ограничивали периферическое зрение, что заставляло жертву моды разворачиваться всем телом, чтобы увидеть то, что происходило сбоку.
Эти удушающие воротники были сделаны из нескольких слоев жестких или плиссированных оборок из льна или кружева. Более сложные узоры предполагали использование драгоценных камней и золотых нитей, а жабо покрывали шею и плечи мужчины, а также шею, грудь и плечи женщины.
6. Бинтование ног
Фото: toptenz.net
Практикуемое женщинами в Китае на протяжении более тысячи лет, бинтование ног подразумевало деформацию стоп у молодых девушек, чтобы они всегда могли надеть крошечные туфельки лотосы. Маленькие ножки стали фетишем, что имело далеко идущие социальные и экономические последствия в китайской культуре. От этого часто зависела перспектива брака, поскольку у самой желанной невесты нога была не больше 8 см – так называемый «золотой лотос».
Бинтование обрекало женщин на мучительную боль и больше походило на пытку, чем на стремление улучшить женские формы. Чтобы достичь желаемой формы, ноги девочки ежедневно плотно бинтовали в течение двух лет. Но перед этим ломали все пальцы ног (кроме больших) и привязывали их плашмя к подошве, чтобы получилась форма треугольника. Затем с помощью повязок выгибали свод стопы.
Бинтование часто приводило к нарушению кровообращения, что влекло за собой гангрену. Также, девушка должна была пройти большое расстояние, чтобы свод стопы разрушился. Со временем повязки становились все более плотными, а обувь меньше. Несмотря на дискомфорт и опасные для жизни последствия, калечащий ритуал продолжался до тех пор, пока его не запретили в новой Китайской республике в 1912 году.
5. Жесткий высокий воротник
Фото: toptenz.net
Съемный воротничок, выполненный из сильно накрахмаленной ткани, был удобен тем, что рубашку можно было не менять каждый день. Но твердая ткань воротничка угрожала перекрыть кровоснабжение сонной артерии на шее. В результате этот, казалось бы, безобидный модный аксессуар превратился в смертоносное оружие, убившее в Эдвардианскую эпоху десятки мужчин.
Воротничок прозвали «отцеубийцей» - когда голова наклонялась вперед, жертва клевала носом и задыхалась. Обычный прием пищи мог привести к удушению до смерти, пока жертва успевала снять этот ошейник.
В 1888 году газета The New York Times опубликовала некролог с заголовком «Задушен своим воротничком». «Мужчина по имени Джон Кретци (John Cruetzi) был найден мертвым в парке, и «коронер решил, что мужчина был пьян, сел на скамейку и заснул. Его голова упала на грудь, а затем жесткий воротничок остановил движение дыхательного горла и ток крови по венам, вызвав смерть от асфиксии и апоплексию».
4. Напудренный парик
Для многих мужчин преждевременное выпадение волос в молодом возрасте является серьезной травмой. Но если вы король Франции, Людовик XIII, то просто зададите новый тренд, накрыв свою лысину перуком, более известным как парик. Позже его сын возвысил эту моду, сделав парик символом статуса и создав определенные риски для здоровья.
В 17-18 веках эпидемия сифилиса накрыла Европу, а в числе неприятных побочных эффектов болезни было выпадение волос. Одна из самых выдающихся жертв сифилиса, король Людовик XIV (Король Солнце), в течение своего 72-летнего правления предпочитал красоваться в роскошных париках, заставлявших меркнуть всех вокруг в сравнении с ним. Но по мере роста популярности парика, эти ульи, сделанные из конского волоса, населяли вши и паразиты.
Желание сделать парики еще более экстравагантными привело к тому, что для создания завитков стали использовать сало, а для их украшения – свинцовый порошок. Поскольку в то время для освещения помещений пользовались свечами, модники с особенно высокими париками рисковали поджечь свои головы. Хотя к концу 19 века парики вышли из моды, сегодня многие судьи и адвокаты в Британском Содружестве надевают их в честь монарха.
3. Хромая юбка
Фото: toptenz.net
Термин «рабыня моды», безусловно, можно отнести к поклонницам «хромой юбки», ношение которой напоминало ношение кандалов. Тем не менее, в начале 20-го века этот ранний прототип юбки-карандаша пользовался короткой, но яркой популярностью, несмотря на то, что юбка серьезно ограничивала движения.
Юбка доходила до щиколотки и у нее был узкий подол, поэтому женщинам приходилось передвигаться маленькими, семенящими шагами. Элегантный силуэт привлекал покупательниц, но после серии несчастных случаев с падениями женщин, эта модная вещь канула в лету.
Против этого женского стиля выступил даже Папа Пий X, начав крестовый поход против «хромой юбки». В отчете 1911 года в l'Osservatore Romano, ежедневной газете Ватикана, понтифик заявил: «Мода этих женщин (женщин, а не леди) получила бы самое неблагоприятное суждение со стороны языческих римских матрон».
2. Корсет
Фото: toptenz.net
Как фактический король женского нижнего белья, корсет может похвастаться долгой и насыщенной историей, начавшейся, возможно, во времена минойской цивилизации. Однако те женщины, которые носят корсет сегодня, благодаря лифу, могут не бояться тех опасных для жизни последствий, с которыми приходилось сталкиваться женщинам Викторианской эпохи в плотно зашнурованных корсетах.
От перелома грудной клетки до внутреннего кровотечения, цена за фигуру «песочные часы» была высокой. Наиболее распространенным побочным эффектом ношения корсета было затрудненное дыхание, а также обморок, как это можно видеть в фильме «Пираты Карибского моря», где Элизабет Суонн падает в воду из-за слишком тугого корсета.
Корсеты также пополнили лексикон английского языка. Так «женщина без корсета» стала олицетворением низкой морали. Следует отметить, что мужчины тоже виновны в том, что стандарты красоты стали опасными. Вайолет Чачки (Violet Chachki), победительница седьмого сезона «Королевских гонок Ру Пола», своей победой во многом была обязана фирменным корсетам, наряду со своей харизмой, уникальностью и талантом.
1. Кринолин
Фото: toptenz.net
К 1860-м годам кринолины достигли пика популярности среди женщин всех социальных слоев. Этот предмет одежды часто загорался, что придавало термину «жертва моды» буквальное значение.
Эти юбки были созданы с целью визуально увеличить бедра женщины и сделать фигуру более привлекательной, и, как правило, состояли из усиленной сталью нижней юбки, покрытой слоями ткани. Спрос на широкие кринолины и сложные формы в конечном итоге привел к ужасным последствиям. Женщины, щеголявшие в этих громоздких костюмах, как правило, опрокидывали свечи или становились слишком близко к камину и случайно загорались.
В числе других потенциальных опасностей были быстро движущиеся колеса кареты или механические устройства, куда мог угодить край юбки. Хотя в некоторых сообщениях говорится, что эти юбки помогли женщинам не утонуть, их излишний вес также вполне мог отправить викторианских леди к праотцам.